Каждый год, планируя летний отпуск, я прикидываю возможные варианты: какие фестивали или туры грандов посетить, где какой состав групп, что можно посмотреть помимо фестиваля и т.п. Естественно обращаешь внимание на крупные и именитые фестивали типа Вакена и Хелфеста, а также десятки других рангом пониже, проводимых в течение лета в Европе. Однако среди всех фестивалей есть один особенный. Пусть вы не увидите там супер групп уровня Iron Maiden, Black Sabbath или Metallica, пусть объективно за предыдущие годы состав этого фестиваля в сравнении с другими не выделялся наличием в нем многих звездных коллективов. Тем не менее, есть что-то такое, что заставляет относиться к нему по-особому, и каждый год рассматривать его в качестве одного из основных вариантов. Возможно, этому способствует живописное место проведения фестиваля в словенских Альпах в районе слияния друг рек: сказочного цвета Сочи и леденящей Толминки. Возможно, кого-то привлекает особо продолжительный формат фестиваля: традиционно это пять дней, а с учетом дней заезда и after-party получается полноценная heavy metal неделя. Хотя лично для меня это слияние многих факторов и причин. Особая, дружелюбная и что ли уютная атмосфера фестиваля. Потрясающее своим умиротворением место, в котором мы традиционно останавливались на время фестиваля. Возможность еще раз прогуляться по любимым мной Юлийским Альпам. В конце концов, возможность послушать отличную музыку и просто прекрасно провести время в компании замечательных людей в красивейшем месте в окрестностях города Толмин в Словении. Я говорю о фестивале, девять лет носившем название MetalCamp, ныне известном как MetalDays. И пусть вас не смущает смена названия, здесь так же круто, как и раньше. Даже лучше. Хотя, по правде говоря, мне старое название нравилось больше. Но, к сожалению, некоторые перемены в руководящем составе фестиваля привели к исчезновению MetalCamp и рождению MetalDays.
Решение об очередной поездке в Толмин было принято за 10 месяцев, жилье забронировано, оставалось лишь ждать анонсов. По правде говоря, они не особо радовали. Несмотря на посещенные ранее фестивали оставалось как минимум десяток любимых мной групп, которые ни разу не посчастливилось наблюдать живьем, а также ряд тех, что я с удовольствием посмотрел бы еще раз. Питав напрасные надежды, я от анонса к анонсу обнаруживал, что вместо желанных коллективов добавлялись те, кого я либо уже видел, либо кто не был мне интересен сам по себе. Положение спасли последние два крупных анонса. Первый из них был связан с отменой проводимого этими же организаторами фестиваля Burning Sea в Хорватии, благодаря чему MetalDays заполучил супер хедлайнера — King Diamond, плюс еще пару отличных групп, которых оперативно перебазировали с Burning Sea на MetalDays. Второй анонс включал в себя группу, которую я жаждал увидеть еще разок последние 7 лет — Hypocrisy (как-то вот не складывалось с ними, хотя Pain за это время я видел бессчетное количество раз). В итоге состав получился самым сильным за все время существования фестиваля в Толмине — King Diamond, In Flames, Hypocrisy, Ensiferum, Wintersun, Benediction, Overkill, Soilwork, Samael, Mayhem, Dying Fetus, Taake, Turisas, Meshuggah, Sonata Arctica, Anaal Nathrakh, Lock Up, Onslaught, Enslaved, Shining, Annihilator, Iced Earth, Subway to Sally, Ihsahn, Legion of the Damned, Candlemass, Powerwolf, Metal Church и многие другие.
С началом фестиваля у меня связана интересная история. Дело в том, что официальные даты фестиваля включают в себя препати и автерпати, в этом году фестиваль приходился на 21 — 27 июля (воскресение — суббота соответственно). Традиционно основная часть фестиваля проводилась со вторника по субботу. Не обратив внимание на то что в этом году фестиваль начинается в понедельник вместо традиционного вторника, я запланировал на понедельник прогулку на одну из самых популярных вершин Юлийских Альпов — Крн, в районе которой без малого сто лет назад произошла одна из самых значительных битв первой мировой войны — битва при Капоретто. Вернувшись в Толмин к 4 часам дня, уставший, обгоревший, со свежими мозолями на ногах, я рассчитывал провести остаток дня с бокалом словенского вина, наслаждаясь расслабляющим видом с балкона наших апартаментов. Однако, проверив почту, я с удивлением обнаружил, что фестиваль начинается сегодня, и, вообще-то говоря, выступление некоторых коллективов я уже пропустил (к счастью смотреть и слушать там было особо нечего).
Спешно собравшись, мы двинулись на фест. После почти 7 часов пешего перехода по горам, я передвигался с трудом. Огромного размера мозоли на ногах тоже не способствовали быстрому перемещению по фестивалю. Однако пивная анестезия в компании с нашими товарищами из Твери вернула уверенность в своих силах. Ввиду сложившихся обстоятельств была выработана новая стратегия посещения MetalDays. Суть ее заключалась в получении максимального удовольствия от фестиваля в целом. План реализации был прост — концентрируемся на главной (из двух) сцене, полный сет смотрим только у самых интересных (на мой взгляд) групп, остальные только фото (и то не всегда) и прослушивание с территории пресс-бара. Не напрягаемся, получаем удовольствие.
В итоге первый день начался в фотопите под аккорды шведов из Soilwork.
В свое время на волне увлечения шведским melodic death metal я с удовольствием слушал сей коллектив, особенно альбом Stabbing The Drama. Он и сейчас временами появляется в моем плэйлисте. Впрочем, у них достаточно другого неплохого материала, особенно стоит отметить композиции This Momentary Bliss и Parasite Blues, которые открывали выступление Soilwork. Примерно в это же время были идентифицированы наши коллеги из Твери, и мы плавно переместились их сторону (поближе к бару).
Остальное выступление Soilwork, между прочим, было достойным. И фанаты это соответствующим образом оценили. Хотя в лишний раз убеждаюсь, что при дневном свете не многим группам удается эффектно выглядеть. Порадовало исполнение таких вещей как Nerve и Stabbing The Drama.
Следующие пару часов были посвящены приему анестезии, ожиданию более благоприятных температурных условий и интересных коллективов в прохладе тента пресс-бара. К наступлению темноты на главной сцены появились яркие представители американского трэш-метала Overkill.
Хоть и не являюсь поклонником творчества данного коллектива, как и жанра в целом, не могу не отметить традиционно сильного выступления одних из родоначальников американской трэш-сцены. Фронтмен и один из основателей группы нестареющий духом Бобби, да и вся группа, отлично отработали свой сет. Любители настоящего оголтелого трэша остались довольны.
Мы же плавно переместились на вторую сцену, где к выступлению готовились еще одни ветераны, на этот раз death metal движения — Benediction.
Группа хоть и не выпустила ничего достойного за последние 15 лет, на сцене смотрится прекрасно. Этому безусловно способствуют две харазматичных фигуры — Даррен Брукс и Дэйв Хант.
Зажигательный pure death metal как по мне всегда приятно слушать, старый материал шел на ура.
Если бы не закончилось пиво и не начиналось выступление главного хэда дня, обязательно досмотрел бы британцев до конца. Кстати в отличие от прошлого посещенного мной выступления Benediction стеклянные бутылки с пивом в зал не кидали.
Наш же путь лежал к главной сцене с небольшой остановкой у барной стойки. В качестве хеда дня перед нами предстала пожалуй самая известная melodic death группа In Flames.
Как справедливо отмечено в афише феста, In Flames это один из главных хедов, группа абсолютно другого уровня в сравнении с увиденными ранее этим днем. И это чувствуется как по материалу, так и по качеству его подачи. Звук, свет, антураж, все на высоте.
А вот и любитель поснимать чужими фотоаппаратами
Для меня In Flames всегда были эталоном melodic death metal, и я очень рад что несмотря на не совсем удачные периоды, они продолжают держать уровень, и последний альбом тому подтверждение. Материал для сета подобран очень гармонично.
По завершению фотосессии я с превеликим удовольствием поврывался под Фридена с товарищами. Многие из старых композиций вызывали приятные воспоминания, когда мы сами пытались играть что-то подобное. Ну а такие боевики как Pinball Map, Ropes и My Sweet Shadow в живую заставляют забыть все на свете и безудержно погружаться в мелодичную и энергичную музыку In Flames. Одно из самых ярких шоу на MetalDays 2013. Полный сетлист:
1. Sounds of a Playground Fading
2. Where the Dead Ships Dwell
3. Pinball Map
4. Alias
5. Trigger
6. Embody the Invisible
7. Cloud Connected
8. The Hive
9. Only for the Weak
10. Ropes
11. Fear Is the Weakness
12. The Quiet Place
13. Delight and Angers
14. All for Me
15. The Mirror’s Truth
16. System
17. Deliver Us
18. Take This Life
19. My Sweet Shadow
По окончанию выступления In Flames силы иссякли окончательно, было решено двигаться в сторону ночлега.
Второй день стал для нас самым тяжелым и неярким на фестивале. Последствия вчерашней прогулки в горы практически лишили меня возможности передвигаться, да и подбор групп не располагал к подвигам. К моменту, когда мы добрались до феста, на главной сцене готовились чуть ли не единственные на данный момент узнаваемые в мире представители российской метал сцены Arkona.
С ужасом представляю насколько им было жарко в прямом смысле, выступая на солнышке, в +30.
Одна из талантливейших групп своего направления, сумели удачно занять нишу на металической мировой сцене. Заводные мотивы и фирменная работа с аудиторией всегда по достоинству оцениваются металхэдами, коих на Аркону собралось предостаточно.
Единственное что хочется отдельно отметить — некий застой в развитии. Видел их на том же MetalDays пару лет назад и складывается впечатление что, либо Аркона до сих пор не обзавелась новым материалом, либо этот новый материал ничего нового не содержит. Прям дежа вю какое-то. А так, традиционно теплый прием братьев славян в Словении всегда гарантирован.
Пока мы медленно добирались от Арконы до бара и обратно к главной сцене, там успели отыграть шотландцы Alestorm. Еще одна группа, выступления которой с годами вызывают лишь дежа вю. Далее на сцене должен был появиться коллектив из Швейцарии Samael.
Стоит отметить, что Samael извлекли максимум пользы от выступления в темное время суток. При дневном свете я сомневаюсь, что шоу было бы таким же эффектным.
Лично я считаю пиком их творчества 2004 год и альбом Reign of Light. К сожалению, играют он с него лишь одну вещь. До сих пор жалею, что пришлось в последний момент отменить поездку на концерт Samael в поддержку этого альбома. Остальные композиции вживую звучат несколько смазано, выделить можно разве что вещи с альбома Passage 1996 года.
Сет был просмотрен до потрясающей энергичной песни Reign of Light, поврывавшись под которую мы двинулись в сторону сидячих мест. Полный сетлист
1. My Saviour
2. Shining Kingdom
3. Flagellation
4. Soul Invictus
5. Luxferre
6. Into the Pentagram
7. Jupiterian Vibe
8. Slavocracy
9. Reign of Light
10. Moonskin
11. In Gold We Trust
12. Baphomet’s Throne
13. Rain
14. Infra Galaxia
15. Ceremony of Opposites
16. The Truth Is Marching On
Хедлайнерами дня были культовые норвежские блэкеры Mayhem. Материал, мягко говоря, на любителя, а шоу ничего, зрелищное. Вот их кстати было бы весело и днем смотреть.
Видимо фронтмен Аттила был немного уставшим, иначе мог бы придумать что-то разнообразнее хождения по сцене с черепом в течение всего шоу.
Устав от нойза Аттилы, Некробутчера и Хеллхаммера мы переместились поодаль от феста в район вип-парковки, где под отдаленные крики Аттилы символично была распита бутылка водки. На этом второй день и завершился.
После не самого выдающегося второго дня дальше пошло по нарастающей. Во-первых, общее самочувствие улучшилось, а во-вторых, подбор исполнителей обещал быть куда интереснее. В этот раз мы в основном сосредоточились на главной сцене, но и вторая радовала исполнителями. Первым коллективом, уведенными нами в третий день, стали брутальные ньюйоркцы Brutal Truth. Коллектив доставляет грайндкор без малого 25 лет.
Фест в Толмине никогда не славился своим подбором групп крайне экстремального металла. Собственно этот раз не стал исключением. Американцы играют не самый интересный грайндкор, и обоснованность их выступления на главной сцене в вечернее время вызывает вопросы. Возможно, их поставили с оглядкой на предыдущие коллективы бас гитариста Brutal Truth – Anthrax и Nuclear Assault.
Правда чем хорош MetalDays, это тем что в таких условиях можно всегда двинуть в сторону бич бара и насладиться цветом местной речки Соча и при желании даже искупаться. Вода правда в районе +13 градусов, что выше моих сил, так что я лишь ограничился краевидами и несколькими бокалами пива.
Дело шло к вечеру и на главной сцене появились колоритные фольк-викинги Turisas.
Я не являюсь поклонником данного направления, однако не могу не отметить, что количество металхедов, которые пришли поддержать финнов, было в разы выше в сравнении с предыдущим коллективом.
И в этом факте нет ничего удивительного, ведь материал Turisas в меру разнообразный и заводной, что в общем-то свойственно этому жанру. На мой взгляд любой металлический фестиваль универсальной направленности будет рад заполучить финнов в свой состав.
Отсмотрев примерно половину сета Turisas, мы перебрались на вторую сцену, где должны были начать свое выступление кавер-группа Sabbath Judas Sabbath. Капитан Очевидность вам подскажет, чей именно материал они переигрывают. Не будем вдаваться в рассуждения о праве на существование кавер-групп, отмечу лишь то, что делают они свое дело очень качественно. А какой поклонник тяжелой музыки откажется послушать в расслабленной обстановке такие классические хиты как N.I.B., Metal Gods и Heaven and Hell. Жаль не сыграли Painkiller, нужно было уступать сцену еще одним представителям экстремальной америнской сцены Dying Fetus. Вот уж кого надо было ставить на главную сцену. Просто убийственный brutal death metal в вперемешку с элементами grindcore и technical death metal. Прекрасное сочетание на мой вкус. Остается лишь жалеть, что не удалось целиком посмотреть их сет, так как на главную сцену выходили культовые ребята из Meshuggah. В итоге пришлось бегать между сценами, и все-таки, такие боевики от Dying Fetus как One Shot One Kill и Kill Your Mother Rape Your Dog послушать удалось. Чего советую всем поклонникам экстремального death metal.
Однако нам приходится вернуться на главную сцену, где начинает свой счет тяжелая во всех смыслах этого слова группа Meshuggah.
Являясь большим поклонником шведской сцены, я не мог не обратить внимание на этих сумасшедших. Пожалуй, действительно нужно быть в определенной степени не в себе, делая подобную музыку. Возьмем death metal, добавим очень много technical metal, чуток от Fear Factory, плюс прогрессив и возведем все в кубическую степень. Вот и готов math-metal.
Справедливо стоит отметить, что фактические основатели math-metal узнаваемы во всем. Начиная от музыки и заканчивая своеобразным поведением на сцене фронтмена шведов Йенса Кидмана. Ну а трек Bleed просто шедеврален. Обязателен к прослушиванию всеми, кто хочет узнать, что такое Meshuggah.
Надо сказать, что шведы произвели на меня сильное впечатление. С удовольствием посмотрю их еще раз, предварительно внимательно ознакомившись со всем их творчеством.
Ну а главным хедом дня были финны Sonata Arctica, единственная ярко выраженная крупная павер группа на фестивале.
Опять же на мой вкус эти финны слабоваты в качестве главного паверного хеда такого феста как MetalDays. Тот же Заммет с Edguy или Avantasia смотрелись бы гораздо сильнее, не говоря уже о Gamma Ray. Кстати вот так сходу не вспомню выступал ли Хансен и компания в Толмине когда-то, последние 6 лет точно нет.
Но что есть, то есть, так что смотрели Сонату Арктику. Чем характерны паверные группы — их всегда интересно фотографировать, а вот слушать — не всегда. Данное утверждение целиком справедливо в отношении финских ребят. Для меня последние их альбомы звучат занудно, плюс сложилось впечатление, что вокалист Тони несколько подсел на последние годы и на весь сет его не хватает. Хотя такие вещи как Replica и FullMoon в конце сета порадовали.
Под конец третьего дня на второй сцене выступали норвеги Taake. Сил фотографировать их уже не было, а вот послушать еще оставались. Тем более что поздний материал, в котором группа двигается в направлении смешивания разных стилей, очень даже недурственный. В частности можно провести некие параллели с Сатириконом в попытках Taake сместиться в сторону Black-n-Roll. И в некоторых треках им это отлично удается, к примеру, в Nordbundet и Umenneske. В целом достойный коллектив и их выступление поздней ночью в атмосфере второй сцены выглядело очень к месту.
Состав четвертого дня был особенно силен, но проблема была в том, что выступление многих схожих по стилю групп пересекалось. Например, в одно и то же время на главной и второй сценах выступали Anaal Nathrakh и Ihsahn, Lock Up и Annihilator, Onslaught и Hypocrisy. Что побудило организаторов составить такое расписание сложно сказать, но это безусловно не самый приятный момент, особенно учитывая что в остальные дни в прайм-тайм выступало достаточное количество групп послабее.
В отличие от других дней, когда мы подтягивались на фест около 7 вечера, в этот раз было решено прийти в районе 4-5 часов чтобы застать представителей medieval metal-сцены Subway to Sally.
С сожалением должен отметить, что выступление в светлое время суток отрицательно сказалось на немцах. Достаточно блеклое и скучноватое шоу, которое не спасло даже наличие пиротехники. Единственное положительное воспоминание об их сете — хитовый трек Sieben.
По окончанию вымученного сета Subway to Sally и короткого пивного брэйка мы переместились на вторую сцену аккурат к началу выступления Anaal Nathrakh.
Чтобы прочувствовать наши впечатления в тот момент советую прослушать какую-нибудь балладу от Subway to Sally, а сразу за ней врубить трек The Blood-Dimmed Tide с альбома Vanitas британских парней. Не нужно быть Вангой, чтобы догадаться, что именно пришлось по душе большей части металхэдов в Толмине.
Душераздирающий скрим Дэйва Ханта, с которым мы уже успели познакомиться несколькими днями ранее на сете Benediction, сумасшедшие бластбиты и разноплановый материал придется по нраву любителям экстремальных жанров.
Отличное выступление, которое не отпустило посмотреть на главной сцене Ihsahn. Из минусов стоит отметить сложность с отстройкой звука, местами материал Ханта и компании сливался в мощную тяжело распознаваемую кашу. Все-таки чувствуется, что проект носит больше студийный характер и в плеере оставляет лучшее впечатление, нежели вживую.
Следующими на второй (!) сцене выступила all-stars группа Lock Up. Достаточно одного взгляда на состав этого коллектива, чтобы понять, что они не имеют права играть что-то скучное. Tomas Lindberg (At the Gates), Shane Embury (Napalm Death), Nicholas Barker (Dimmu Borgir + еще десяток групп). Идеальная группа для моша и серклпита. К превеликому нашему сожалению мы были вынуждены после первых двух треков спешно перемещаться в сторону главной сцене, на одного их трех хедов дня — Annihilator.
Бессменный лидер канадского коллектива Джефф Уотерс за более чем 25 лет своего творчества с завидной регулярностью выпускает достойные трэш металлические альбомы и примерно с таким же постоянством тасует состав группы.
Выступили на уровне, сыграв большинство своих ранних боевиков, в том числе King of the Kill и Alison Hell. На мой субъективный взгляд из многих треш-метал коллективов того периода основания канадцы пожалуй одни из наиболее ярких и интересных. Материал группы разнообразен, мастерство исполнения на высоте, супер-хиты в наличии, что еще нужно для аншлагов.
К слову о супер-хитах. Не все группы могут похвастаться наличием такого трека в своем репертуаре. Чтобы его узнавал любой металхед в мире, как, например Smashed Hammer Face у Cannibal Corpse или Shout Your Mouth у Pain. У Annihilator это Alison Hell, исполнение этого трека в конце выступления вызывает непередаваемый восторг любого любителя метал сцены.
Следом на главной сцене должна была выступать самая ожидаемая мной группа на этом фесте — Hypocrisy. И Петя не подвел. Такого отличного драйва я давно не помню. С первого трека и до последнего аккорда мы отрывались под Питера и компанию по полной программе.
Можете представить насколько тяжело для меня было снимать Hypocrisy из фотопита. Хорошо хоть первые два трека (End of Disclosure и Tales of Thy Spineless) не относятся к мои любимым. Но с первыми аккордами Fractured Millennium я не выдержал и бросился в зал. Пожалуй более сильное желание бросить фотосъемку и наслаждаться музыкой у меня возникало только когда Behemoth открывали свой сет треком Ov Fire and the Void.
Несмотря на всю душевность и непосредственность выступлений Питера Тагтгрена, шоу Hypocrisy выглядело очень даже эффектно. Своеобразный подиум для ударной установки Horgh’a, отличный свет и один из лучших скрим/гроулов Тагтгрена – бесспорные аргументы в выборе Hypocrisy одним из основных хедлайнеров фестиваля.
Хотелось бы еще два слова сказать о материале группы. Я согласен с мнением, что после альбома Virus 2006 года творчество коллектива пошло на спад, хотя последний опус End of Disclosure не так уж и плох. Но и без этих альбомов у Пети в послужном списке столько мощных треков, что хватило бы на два полноценных сета.
Приятно, что ребята стараются сделать сетлисты гармоничными, разбавляя более поздние мелодичные вещи типа Elastic Inverted Visions и Fire in the Sky такими убийственными pure death metal треками как Left to Rot и Necromonicon. Ну а уровень хитовости последних трех песен сета просто зашкаливает. Полный сет:
1. End of Disclosure
2. Tales of Thy Spineless
3. Fractured Millennium
4. Left to Rot
5. The Eye
6. Fire in the Sky
7. Necronomicon
8. Buried
9. 44 Double Zero
10. Elastic Inverted Visions
11. War-Path
12. Roswell 47
13. Adjusting the Sun
14. Eraser
Безусловно, это было одно из лучших шоу на MetalDays 2013. Буду надеяться, что мне не придется ждать еще 7 лет следующего выступления Hypocrisy.
Пока мы занимались гимнастикой шейного отдела позвоночника под Hypocrisy, на второй сцене успели выступить пара очень достойных коллективов — Onslaught и Enslaved. На главной же сцене следом за шведами выступал US power metal коллектив Iced Earth.
На заре моего увлечения тяжелой музыкой, в ставшие уже далекими 90-е годы я увлекался этой командой и их немецкими коллегами Blind Guardian. Как и немцы, Джон Шеффер и компания скатились в 2000 годах в дикую унылость. Даже сотрудничество бывшим фронтменом Judas Priest Тимом Рипером не спасало коллектив от увядания в музыкальном плане. А ведь записывали когда-то такие замечательные альбомы The Dark Saga, Something Wicked This Way Comes. Была надежда на вернувшегося на место Рипера Мэта Бэрлоу, но увы. На MetalDays же группа предстала с уже новым вокалистом и сетом, в котором к большому счастью было много старого материала.
Большим сюрпризом стало исполнение трека Dark Saga, который ранее крайне редко исполнялся вживую. На удивление хорошо новый фронтмен справился со старыми боевиками Burning Times, I Died for You, Watching Over Me.
И хотя организаторы продолжают ставить группу среди хедов (в основном за старые заслуги, как это часто бывает), многие поклонники метала давно охладели к творчеству этого коллектива. Джон Шеффер например спокойно прогуливался среди толпы в тот день, и я бы не сказал что к нему стояла очередь за автографом или совместным фото. Представим реакцию металхедов на появление в толпе Питера Тагтгрена, Джеффа Уотерса или Кая Хансена, сразу становится очевидным, что к чему. Ну а в целом хорошее выступление, в следующий раз ради треков времен моего детства схожу на них еще раз посмотреть, на каком-нибудь фестивале. Полный сетлист:
1. Dystopia
2. Dark Saga
3. Pure Evil
4. Burning Times
5. I Died for You
6. V
7. A Question of Heaven
8. Dracula
9. Prophecy
10. Anthem
11. In Sacred Flames
12. Boiling Point
13. Watching Over Me
14. Iced Earth
15. My Own Savior
После такого насыщенного дня трудно было сконцентрироваться на прослушивании и оценке выступления оставшегося коллектива главной сцены Legion of the Damned. Если коротко, у них все хорошо. Достаточно одно раза в жизни посмотреть их выступление, ничего нового от подобного коллектива ждать не стоит, но иногда стабильность это не так уж и плохо. На второй сцене день закрывали неординарный black metal коллектив из Швеции Shining. В их составе успели засветиться многие культовые музыканты экстремальной сцены Швеции и Норвегии. Материал представлял собой некую смесь депрессив/прогрессив black metal и слушался вполне приятно. Поздний вечер, высокие деревья вокруг второй сцены, ее небольшие размеры создавали очень хорошую атмосферу подстать характеру творчества коллектива. Отличное завершение лучшего на мой вкус дня на фесте.
В последний день фестиваля должен был выступать мегахэдлайнер King Diamond. В целом же день обещал быть на порядок скучнее предыдущего. Учитывая накопившуюся усталость, мы не смогли добраться на фест рано и, к сожалению, пропустили итальянцев Graveworm, американских треш-ветеранов Metal Church и половину выступления ирландцев Primordial. Эту группу я открыл для себя пару лет назад, когда они были заявлены на один из предыдущих металкампов, но в последний момент не смогли приехать. В этот раз группа все же выступила на главной сцене MetalDays, но выступление их было на удивление коротким. К счастью мы успели посмотреть со второго этажа пресс-бара особо любимой мной трек Empire Falls из самого удачного, на мой взгляд, альбома 2007 года To the Nameless Dead. А так, по увиденному мной куску их шоу, я бы оценил выступление скорее положительно.
Следом на главной сцене появились христиане Powerwolf. Эдакий позитивный религиозный power metal с корпспэйнтом а ля Behemoth. Смотрится конечно несколько абсурдно.
Тем не менее, любителей посмотреть и послушать этих немцев собралось немало. Подача материала и работа с публикой на высоте, как и у большинства power metal коллективов. А по поведению на сцене я бы их сравнил с родственными по стилю шведами Sabaton.
Лично на меня современный power metal навивает тоску и уныние, поэтому мы отправились коротать время подальше от главной сцены. Прошлись по металмаркету, где ассортимент не меняется из года в год. Самое стоящее в основном можно приобрести в официальной палатке, где представлен официальный мерч феста и выступающих групп. Цены не самые демократичные — фестовая футболка 20 евро. Кстати вот вам полезный лайфхак — если вы собираетесь посетить фест в следующем году, то почти гарантировано можно будет купить фестовые футболки прошлого года со скидкой 75%. Эстетической ценности она в этом году не представляла (почему-то на ней был изображен Саурон из Властелина колец), поэтому я решил в этом году обойтись без фестового мерча. Далее небольшой перекус в районе второй сцены. В последние годы я не увидел улучшения фестовой еды, скорее наоборот — точек питания стало меньше, а еда однообразнее. Самым стоящим продуктом уже много лет остается большой кусок пиццы то ли за 3,50, то ли за 4 евро. На второй сцене последний день был совсем плох — ни одной сколь-нибудь известной группы, за исключением хедов вечера Candlemass. Прогулявшись последний раз к берегу Сочи, мы вернулись в пресс бар готовиться к выступлению великого и ужасного Кинга Даймонда.
Однако перед культовым датчанином на главной сцене должны были выступить горячие финские парни из Wintersun. Группа выпустила отличный первый альбом в 2004 году, после чего сделала паузу в полноформатниках на целых 8 лет. Долгожданный второй опус Яри и компании получился послабее дебютника, но на сцене все равно звучат любимые многими заводные мелодии первой пластинки.
Помимо всего прочего выступление финнов запомнилось несколькими вырубаниями света, причем пару раз blackout был достаточно продолжительным (минут 10-20 так точно). В результате в отведенное время группа успела сыграть лишь 6 песен, оставив не совсем довольных фанатов с обещаниями вернуться в Толмин в следующий раз. Все-таки регламент превыше всего. Сетлист Wintersun:
1. When Time Fades Away
2. Sons of Winter and Stars
3. Beautiful Death
4. Death and the Healing
5. Winter Madness
6. Starchild
Последующее ожидание Кинга Даймонда и компании затянулось как минимум на час в связи с подготовкой сценических декораций. Но оно того стоило. Уровень шоу, материала и исполнения King Diamond показали на голову выше всех остальных коллективов фестиваля. Я даже склоняюсь к мысли, что это был самый крутой коллектив из увиденных мной в Толмине за 4 предыдущих фестиваля.
Присутствовавшие в тот вечер на MetalDays не просто посмотрели выступление культовой группы, а стали свидетелями целого спектакля, умело разыгранного Кингом Даймондом и его помощниками. Чего только стоит забор непосредственно перед музыкантами и появление небезызвестной бабули в кресле каталке.
Думаю не сложно представить, что у группы с тридцатилетним стажем нет проблем с исполнением, но тут особый случай. Характер вокала Кима Петерсена, скажем так, специфический. Но я был приятно удивлен идеальным исполнением сложных вокальных партий. Группа звучит очень гармонично и мощно, современное звучание композиций 80-х годов великолепно, а гитарные соло Энди Ла Рока завораживают.
Приятно видеть, что после тяжелой болезни Кинг Даймонд вернулся на сцену. Будем надеяться, что новый альбом не заставит себя долго ждать, а мы еще долго будем наслаждаться творчеством группы, которое в свое время оказало значительное влияние на развитие метал сцены в мире. На текущий же момент группа выступает с программой, в которую включены лучшие треки с большинства выпущенных альбомов, включая пару супер боевиков от Mercyful Fate — Evil и Come to the Sabbath. Я же окончательно убедился, что King Diamond группа высшего уровня, являющаяся по умолчанию хедлайнером металлического фестиваля любого масштаба. Оспорить из ныне активно выступающих это могут разве что Black Sabbath и Iron Maiden Полный сетлист:
1. The Candle
2. Welcome Home
3. At the Graves
4. Up from the Grave
5. Voodoo
6. Dreams
7. Sleepless Nights
8. Shapes of Black
9. Come to the Sabbath
10. Eye of the Witch
11. The Family Ghost
12. Evil
13. Black Horsemen
Что ж, подходит к концу первый фестиваль под названием MetalDays и одновременно юбилейный, десятый метал-форум в Толмине. Думаю можно с уверенностью сказать, что организаторам удалось собрать лучший состав команд за все годы. И удержать (не то что поднять) эту планку будет очень тяжело в следующем году. Хотя на самом деле это пустяки по сравнению с тем, что фестиваль продолжает существовать и приносить радость более чем 10 000 металхедов, посещающих его ежегодно. Уже четвертый раз мне повезло посетить сие замечательное событие, и что-то мне подсказывает, что этот раз был не последним.
Оставьте Ваш комментарий