Случилось так, что за последние годы Севастополь, долгое время бывший столицей крымского рока, – именно РОКА – приобрел славу города, любящего, играющего, слушающего и пропагандирующего различные экстремальные направления металла.

Слава славой, однако, не брутал-металлом единым жив севастопольский слушатель. И жаждет он порой - особенно, тот, что застал рок-клуб - и разбитного рок-н-ролла, и вкусного блюза, и слезоточивой и философской, хулиганской и бесшабашной музыки. И когда уже ему, затосковавшему, и опечаленному, становится ясно: времена сев. рока остались лишь в воспоминаниях - на арене появляется…группа «Андеграунд»! Обновленные, возрожденные, энергичные и оптимистичные. На радость всем бывшим и будущим поклонникам (еще неизвестно, кого, в конечном счете, будет больше). И, в особенности, на радость тем, кто все эти годы шел рядом.

Для справки:

группа «Андеграунд» создана осенью 1986 года в городе Севастополе Андреем Гладких и Юрием Беркань. В разное время в команде работало много творчески одарённых людей, поскольку «Андеграунд» был и остаётся своеобразным котлом для смешения разных жанров и направлений. От хард - рока и блюза до песенной поэтики староглиняных времён и экспериментов в области рок - оперы (не путать с мюзиклами!).

В год основания «Андеграунд» записал свой первый магнитоальбом «Бобокухня», — эдакое собрание акустических заблуждений. Альбом явился отправной точкой в путешествии музыкантов по лабиринту советского рока, которое за период с 1986 по 1994 годы стало для группы своеобразной школой выживания.

Публика, принимавшая на ура знаменитые хиты «Андеграунда»: «Знай свои права», «Любовь, Комсомол и Весна», «Вот и лето прошло», «Королева Жареных Мидий», « Эта дорога», «Бак» и другие зажигательно-эксцентричные вещи, всегда восторженно приветствовала появление музыкантов на сцене, восхищаясь умением «Андеграунда» рассказывать о самых важных для каждого человека понятиях и чувствах, при этом расширяя подсознание слушателей до границ абсурда. Подобное с блеском удавалось выдающемуся инфернальному поэту и композитору Вячеславу Глазырину, чьи песни наполнили репертуар «Андеграунда» могучей потусторонней энергией, но всегда оставляли людям надежду. С восторгом народ встречал неутомимого барабанщика–импровизатора, виртуоза Илью Кашкаряна, пришедшего в группу в 1988 году.)

Его почти магическое владение инструментом приводило публику в восторг и исступление. Заставляло «крушить» залы, как это произошло на Первом фестивале Симферопольского рок – клуба летом 1989 года.

С появлением Ильи Кашкаряна состав группы стабилизируется и для музыкантов наступает период творческого взросления. Много внимания уделяется студийной работе. В 1988 году «Андеграунд» выпускает три альбома. Эти работы, безусловно разные по музыкальному уровню, но всех их объединяет несомненный творческий рост, что, конечно же, не могло быть не замечено широкой аудиторией слушателей.

В октябре 1989 года на базе «Киевнаучфильма» группа снимает кино – клип на песню А. Гладких «Я искал покой». Клип был создан по оригинальному сценарию, написанному самими музыкантами, что в условиях СССР было почти невероятно. Эту работу можно без преувеличения считать одной из первых в отечественном клипмэйкерстве.

1990 год принёс «Андеграунду» новую творческую удачу. А. Гладких и В. Глазырин сумели наконец воплотить в жизнь свою давнюю мечту, записав рок – оперу «Шизофрения или история магистров». Работа, над оперой, длившаяся почти четыре года, вылилась в философскую притчу, рассказанную добротным хард – роковым языком.

Но к сожалению «Шизофрения» стала последним совместным проектом Вячеслава Глазырина и «Андеграунда». Доктор Кёст (так Славика называли друзья) покинул команду, дабы углубиться во внутренний космос и заняться сольным развитием.

Увы. Всё хорошее быстро кончается. «Андеграунд», стремительно набиравший обороты в гастрольном «чёсе», заявленный даже на блюзовый фестиваль в Финляндию летом 1993 года, попадает в полосу фатальных неудач.

7 мая 1993 года в ДТП погибает барабанщик Илья Кашкарян. А осенью 1994 года трагически расстаётся с жизнью Вячеслав Глазырин. Эти скорбные события практически отправляют «Андерграуд» в глубокий нокаут, но…

Пережив трудные времена, группа «Андеграуд» возвращается во всеоружии в обновленном составе:

Андрей Гладких — бас–гитара, гитара, флейта, вокал.
Юрий Беркань — гитара, губная гармошка, вокал.
Роман Галеев — клавишные.
Андрей Денисенко — барабаны.

К началу 2005 года группа «Андеграуд» имеет 18 альбомов звукозаписи, что составляет более 13 часов времени, видео материал и значительный литературно-поэтический архив.

(использован материал Бориса Сенеги)

sevrock.net, в свою очередь, не упустил возможности поболтать о том, о сем с участниками группы. И хотя все закончилось не так гладко, как начиналось – а именно, аудиозапись беседы была утеряна в процессе квартирных переездов и какое-то время считалась безвременно усопшей, но…Мы ее таки отыскали!

Итак, время действия – весна 2004го.

Место действия – экс-штаб-квартира sevrock.net на улице Лермонтова.

Действующие лица: жаждущий ответов на вопросы спец.корр. D’yer M’aker; жаждущие вопросов для ответов Иисус (он же Юрий Беркань, он же – гитара, губная гармошка, вокал – для тех, кому лень глянуть на пару строчек выше. Полный сервис :)) и Рома (он же Роман Галеев, он же – клавишник гр. «Андеграунд», ради которой мы, собственно, и собрались). Ближе к завершению беседы появился Крот, который слишком долго ехал на автомобиле, посему, к раздаче вопросов опоздал, успев лишь на чай.

Сопутствовали и помогали: slide – в организации беседы, + зеленый чай – в течении беседы, и гитара Peavey Predator – в музыкальном оформлении оной.

За сим – «АНДЕГРАУНД»!

- Ваше возвращение к концертной деятельности произошло в нынешнем, 2005м году?

- Иисус. Нет, первое выступление обновленного «Андеграунда» состоялось на фестивале «Трилогия» в ДОФе, который прошел 26 декабря 2004 года.

- Роман. А репетировать нашим сегодняшним составом мы начали примерно в августе 2004-го.

- Долгие годы о группе «Андеграунд» не было никаких вестей. Чем вы занимались на протяжении того времени, когда вас не было на виду?

- И. ЧЕМ ТОЛЬКО НЕ ЗАНИМАЛИСЬ!!! :)

- А музыкой?

- Р. В широком смысле – нет: движения не было. А сами занимались музыкой, конечно. Это же такая зараза!

- И. Наступают периоды, когда все действительно тяжело. В жизни тяжело, не в музыке…

- Р. Мы собрались вчетвером, завезли аппаратуру, настроились на репетиции, записи, и в этот же день разбивается Илья…(речь идет об известном севастопольском барабанщике Илье Кашкаряне, трагически погибшем в результате ДТП).

- И. Беда в том, что в городе нет барабанщиков. Для нас команда - это общий организм. В этом организме каждый из нас выполняет свою функцию: кто-то пишет стихи, кто-то - музыку. Рома, помимо клавиш, занимается всей работой, связанной с компьютерами, делает аранжировки наших песен. И когда из этого организма выпадает один человек, который добровольно выполняет очень много обязанностей, образуется большая пустота. Найти человека не только технически способного, но и духовно совместимого, очень тяжело.

Долгое время мы работали с драм-машинкой - «протезом». «Вы как играете?» - «С протезом!»:) Никто не понимает, что это такое:) Команда была на костыле. Барабанщик же должен дубасить так, чтобы команда знала: ритм-секция есть!

- А как к вам попал Андрей Денисенко (нынешний барабанщик гр. «Андеграунд»)?

- И. Нам его привел Андрей Иванов (сын главного редактора «Славы Севастополя», погибшего от взрыва в 90-м году). Сейчас он находится под жестким контролем и пристальным вниманием.

- Р. Он единственный участник группы с оконченным музыкальным образованием :). Наш барабанщик окончил музыкальное училище!

- И. Он нас иногда заставляет чувствовать себя неловко :): когда мы ему что-то «бульбочками» объясняем :), он нас поправляет, объясняет, как звучат эти «бульбочки» на терминологии профессиональных музыкантов.

- До какого года вы вели активную деятельность?

- Р. До 93, да?

- И. Подожди, в 93 Илюха разбился...в 90м году мы писались…

- Р. По сентябрь 1990-го?

- И. По сентябрь, да. Рома тогда еще был непривыкший к нашим записям ночью. Пара заварников чая: «Рома, давай клавиши!». Что там был за инструмент?

- Р. «Yamaha». Я тогда учился в институте и играл. Там была «ямашка», вот ее я и брал на ночь.

- И. Напились мы этого чифира, но альбом записали. После работы с Лешей Григорьевым, мы записывались на ГРЭСе. И репетировали там же. Это все еще было с Ильей.

- Что означает ГРЭС ?

- И. ГРЭС? :) Городская электростанция...

- Р. Бухта называется «Троицкая», не доезжая до Инкермана несколько остановок на катере.

- Я не местная, мне простительно :(.

- И. Вот там городская электростанция и клуб. Все рок-н-рольщики тусовались по окраинам. Уезжали кто в Балаклаву, кто на Мекензиевы горы . На ГРЭСе переиграли почти все группы.

- Р. Я там еще с Батоном косил.

- С Батоном?

- Р. Я играл в первой батоновской группе. Она называлась «Зеркало».

- И. И жили все в одном дворе. Это была просто заразная вещь. С Илюхой мы записали на ГРЭСе, по-моему, два альбомчика. А уж потом перебрались ко мне домой и мучали моих соседей.

- А как же вы сошлись все вместе?

- И. Я же говорю, мы жили в одном дворе.

- Рома, почему ты не продолжил играть с Батоном?

- Р. Во-первых, как таковой группы не стало. Когда я играл в «НЗ», пришел Масалов. И это уже был немного не мой формат. Мне больше нравятся классические вещи, спокойная музыка. Мы в нашей видео-визитке писали, кому какие группы нравятся...

- У тебя я видела «Pink Floyd»?

- Р. Ну да, «Pink Floyd», кстати, у всех участников обозначен…

- И. Дело в том, что перечень любимых групп у нас примерно одинаковый. И когда мы составляли текст визитки, мы просто решили общий перечень поделить поровну на всех :)

- Р. У меня все же серьезный крен в сторону симфо-рока. Там где клавишные замороченные. Я даже года 3 назад ездил в Москву на «Yes».

- Я в этом (2005-м – прим. авт.) году попала в Питере на сборный концерт «Легенды мирового рока». «Kingdom Come», Кен Хенсли, «Sweet», вместо которых можно было пригласить группу посерьезней :), и Ян Гилан. Он выступал последним, и я, из-за проблем с транспортом, никак не могла на него остаться. Так обидно мне давно не было.

- Р. Питер - тяжелый город. Сейчас стал. А был хорошим. «Кабриолет Лесничего» сейчас питерцы…я с ними играл, когда они были местные.

- И. Севастопольская диаспора в Санкт-Петербурге :).

- Мне кажется, было бы интересно, если бы вам сыграть совместный концерт с «Ли.Дером», 50\50.

- И. Нет…Просто, знаешь, в чем дело? Помнишь, ты спрашивала, почему мы не хотим играть вместе с «ШАМом»? У нас более жесткая программа, мы играем более тяжелые вещи. Получится большой перепад между первым и вторым отделением, слишком большая разница между командами, играющими один концерт.

- Может, ничего страшного нет: проводится масса сборных концертов, на которых стили могут расходиться с огромным диапазоном?

- И. Нет, я хочу сказать об аппаратуре, о звуке. Когда звук выстраивается под один формат, оператору не надо бегать при смене формата группы…Должен быть очень хороший оператор. Естественно у нас таких нет, и все начинают мучиться, подстраивать звук под эту команду по ходу концерта. А команда при этом половину своих вещей уже не слышит.

- Вопрос по поводу севастопольских организаторов различных сейшенов. Кто из них вам наиболее симпатичен? Или наименее неприятен?

- И. По большом счету, сейчас никто.

- Р. Давай мы скажем тебе такую вещь: поскольку мы достаточно скептически относимся различным рок-движениям Севастополя, к его перспективам…

- И. Не потому что мы его не любим :), наоборот!

- Р. ..выделить никого не можем.

- И. В этом отношении мы очень севастопольские!

- И. Хотелось бы, чтоб Севастополь был чем-то ТАКИМ! Чтобы люди из других городов хотели сюда ехать и играть здесь! А пока ситуация такая, что свои же музыканты еле стоят на сцене и думают: «Лишь бы отыграть уже!». Тот фрагмент не слышал, этот на репетиции еле запомнил... Сегодняшние севастопольские концерты отличаются от аналогичных сейшенов 80-х годов только в плане аппаратуры. Мы ушли от гробов к фирменным аппаратам. И все.

- Есть ли симпатичные вам группы в Симферополе?

- И. Была такая команда «Остров Крым». Затем, «Ундервуд». Симферополь всегда отличался от Севастополя. Если проводить аналогию с Англией, можно сравнить Лондон и Ливерпуль. Севастополь - это Ливерпуль. Здесь такая движуха, все замороченные. Симферополь более цивилен, и это сказывается на музыкантах. Они пытаются играть что-то мудреное, мы же для них музыкальные хулиганы.

- Р. Ну, у нас есть «Паранормалы», «Андеграунд» :)!

- И. Если говорить о Симферополе, можно привести в пример Толика Боровика, который всегда отдавал предпочтение Севастополю, хотя сам являлся председателем симферопольского рок-клуба. Когда Леша Григорьев перестал заниматься рок-клубом, все севастопольские команды перекочевали отсюда в Симферополь и воевали там :). Севастопольцы в чужом городе благополучно всех бомбили, это радует!

- Расскажи мне про рок-клуб. По какому принципу формировался состав: всех собирал Леша Григорьев, или существовал первоначальный костяк, который Леша начал развивать и дополнять?

- И. Была такая же ситуация, как и сейчас. Все что-то свое играли. А Леша Григорьев – да, надо отдать ему должное. Правда, он был не один, это он потом стал президентом. У него была своя команда, «МДК», и он решил подтянуть в рок-клуб народ. Существовала какая-то комсомольская помощь, комсомольские деньги. Народ и потянулся: интересно ведь, все же хотят покосить. Довольно-таки быстро эта идея осуществилась. Хотя, знаешь, по этому поводу есть одна книжечка: воспоминания каждого дня о рок-клубе.

- Р. Она висит на сайте.

- Та информация, которая размещена на сайте, получена не из книжки, а из газеты.

- И. Да, подобное было в газете. А еще есть книжка. Ее Барулин делал.

- Эта книжка у меня имеется, правда, утерянная где-то в недрах квартиры.

- И. Там все события отмечены, за мелкими исключениями.

- В книжке - по крайней мере, в моей – нет подробного описания событий. Она сделана в виде ксерокопии…

- И. да-да-да…

- …и там рассказывается о каждой группе. Расписанной по дням истории рок-клуба в ней нет.

- И. Нет, да?

- Может, у меня какой-то неполный вариант?..

- И. Надо будет потрусить нашего архивариуса. Есть у нас такой. Ему сначала даешь какую-то информацию, а потом не можешь у него забрать. А еще есть Кальмар - это такой человек, который собирал все записи, но взять у него что-либо было нереально.

- Вадик Нестеров для меня даже переписывал отдельные вещи у Кальмара. Фестиваль «Подойди поближе», и ваши записи, по-моему, тоже. Кстати, первые альбомы «Андеграунда» записывались у Леши Григорьева?

- И. Первый альбом получился акустический, на чайниках…У Боба на кухне. Он поэтому и называется «Бобокухня», потому что собрались мы именно там. Присутствовал Вова Шарапов из группы «Зиндан»…еще группы не было тогда…с дырявой трубой :)

- Р. Я жил этажом ниже. Это было очень громко :)

- И. Приобщался к этому делу :) В общем, собралась толпишка. Даже не было цели записывать. Собрались, на гитарках свои песни играли. На тот период концертов, как таковых, не было. Народ выступал по клубам, по школам. Ну, и возникла такая идея, «давай запишем – а, давай!». Поставили кассетник «Панасоник», это так круто тогда было. Боб на чайнике дул: бульбочки, там шарики пускал :). А потом, как мы считаем, пошла первая акустика - «7б». Ее мы записывали у Леши Григорьева. Затем у него же мы записали вторую акустику под названием «Книга вторая». Потом уже стали сами писаться.

- Перед интервью мы смотрели ваш клип на песню «Я искал покой», вопрос по поводу его съемок. Расскажи, как же вы доставили туда барабаны?

- И. Барабаны?

- Да. Это, наверное, целое кино.

- И. Дело в том, что мы снимали в нескольких местах. Допустим, горный момент был снят на Мангуп-кале. А свалка – это 7й км. Живописная свалка, с холодильниками!.. Мы ее долго искали. Потом барабаны привезли туда, снимали там. И туда же везли кресты. Тоже муторное дело.

- Р. Расскажи еще, что это была зима.

- И. Да. Было очень холодно. И мы там голые - мы ж раздевались – обмотанные тряпками, висим на крестах. И происходит следующий диалог «Андеграунда» со съемочной группой: «Дубль первый!» - «Нам холодно! Сколько можно!» – «Нет, пацаны, повисите еще чуть-чуть!» Сразу же набежала куча туристов, которые бросились нас фотографировать.

- Р. Голгофу устроили!..

- И. Ага, на свалке! Нет, Голгофу мы устроили на Мангупе, эти кресты…Илюха чуть не свалился. Он был самый последний, его крест стоял возле обрыва. Вроде бы все закрепили, нормально. Под крестами были подставочки, на которых мы стояли и держались руками за вбитые гвозди. И тут подул ветер, Илюхин крест пошатнулся, он нам кричит: «Пацаны, держите меня!» :)

- Кто снимал этот клип?

- И. «Киевнаучфильм». А монтировался он на студии Довженко. Это был 89-й год, тогда существовала такая контора - «Скифы». Они уже давно развалились. Но нам «Скифы» очень помогли.

- Как они вас нашли?...или вы их нашли?

- И. Рок-клуб :) Это ж севастопольская контора была.

- А с Масловым вы не сотрудничали?

- И. Ни он не предлагал ничего, ни мы с ним эти темы не поднимали. Мы с ним как-то общались в Бункере …Знаешь, интересно получается: когда мы сходимся, сходится наш народ - Маслов с нами здоровается. Когда мы встречаемся на улице, он не здоровается.

- Может, он просто тебя не замечает? Идет себе целенаправленно.

- Р. Разве его можно не заметить? Когда он идет по улице в своем длинном пальто, бабушки останавливаются, крестятся :). Иисус идет натуральный!

- Перед интервью мы смотрели еще одно ваше видео – визитку группы. Прокомментируйте его.

- Р. Его нельзя назвать видео. Это чистой воды эксперимент. Все делалось собственными силами на домашнем компьютере. Программа еще не освоена. Может, потом из этого что-то хорошее и получится.

- В программе «Нетихий час» на СТВ с участием «Андеграунда» не были показаны ваши клипы, нет так ли?

- И.Старенькие клипы?

- Вообще, любые.

- Р. А мы им их не давали.

- Почему?

- Р. Они не спрашивали, мы и не давали.

- Странные они люди.

- И. Просто этот клип (на песню «Я искал покой» - прим. авт.) уже такой старый!

- Р. Он уже этим и интересен :).

- СТВ, по-моему, заняли несколько странную, неопределенную позицию. У каждой севастопольской команды есть хотя бы по одному клипу. Почему бы не вставлять эти самые клипы в музыкальных паузах между программами?

- И. Это должна быть специализированная музыкальная программа, плюс ведущий, который занимается крымской, севастопольской музыкой.

- Мне кажется, даже не надо делать специальную программу. Музыкальные паузы между передачами у них существуют и сейчас. Если СТВ позиционируют себя как городской канал, почему бы тогда не ставить городскую музыку?

- И. Мы не задумывались над этим делом. Когда-то что-то подобное было. Но почему они не стали продолжать в этом же духе, я не знаю.

- Р. У них съемки отвратительного качества…

- И. И звука у них, кстати, нет. Это показатель того, что деньги к ним просто не поступают.

- Р. Ни в каком количестве! Люди там, скорее всего, живут на «Мивине» :) Что мы еще не обсудили?

- Я так понимаю, ты занимаешься бизнесом. Можешь не говорить, каким. Сотрудники знают о твоих занятиях рок-музыкой? В бизнес-кругах это обычно вызывает как минимум недоумение.

- Р. У меня нет сотрудников, как таковых. Есть партнер, который сейчас в Китае. А коллегам нравится, даже очень нравится.

- Нравится?

- И. Понимаешь, все они - люди советского периода, когда рок-н-рольная жизнь и рок-н-ролльная культура всех затрагивала. «Аквариум», «ДДТ», «Воскресение».

Наверное, «Воскресение» - единственная команда, которая объединяет всех. У каждого найдется хоть одна песня, которая нравится.

- Р. «Воскресение» играли разную музыку. Нельзя играть в одном направлении.

Почему, к примеру, всем нам нравится «Led Zeppelin»? Эта команда очень разноплановая. С одной стороны, они играют блюзовые вещи, с другой стороны - кантри, даже до рэгги доходит, артовые вещи, акустические…Это подкупает, кому-нравится «Лестница в небо», кому-то – «Моби Дик».

Мы тоже в своем творчестве стараемся приблизиться к подобной «разноплановости».Андрей привнес в «Андеграунд» некоторые веяния «Led Zeppelin» и «Воскресения».

- А ты?

- Р. Я стараюсь приблизиться к «Pink Floyd».

- А барабанщик?

- Р. Мы все слушаем одно и то же.

- И. Сейчас наш барабанщик, по-моему, будет слушать «Led Zeppelin».

- Р. Он взял у нас DVD и теперь будет смотреть и слушать, как играет лучший барабанщик всем времен и народов.

- И. Как так можно играть?! Одной рукой один размер держит, ногой - второй, другой рукой - третий…я не понимаю…не бывает такого!

- Барабанщик «Def Leppard» вообще одной рукой играет. Я, кстати, в прошлом году была на их концерте. Очень понравилось! Они не супер-оригинальные товарищи, но от них шла такая энергия! И музыканты, и большинство публики в зале – дядьки предпенсионного возраста. Но бесились и те, и другие, как сумасшедшие! Здорово, весело!

- Р. Что отличает попсовую группу от непопсовой? Коммерческую музыку от некоммерческой? Отличает, я бы сказал, чувство стиля. Надо четко выдерживать стиль, чтобы не резало по ушам. Я сам грешу иногда :), но меня поправляют.

- Были ли у вас соображения насчет визуальной части? Костюмы, задник?

- И. Нет. Сделать лишь бы как, по-пошлому – скучно. Пусть все будет скромненько, но качественно! Начиная от звука и заканчивая внешним видом музыкантов.

- Каковы главные аспекты вашей деятельности на сегодня?

- Р. Сейчас мы заняты тем, что делаем живую программу на 1,5-2 часа. Она будет включать лучшие - на наш взгляд - вещи «Андеграунда». Не помешало бы и записаться. Возможно, это будет «live»-запись. Хорошая идея - сделать сборничек из наших старых вещей в том виде, в котором они есть. Естественно, предварительно их почистить.

- И. Ну, акустический альбом надо выпускать отдельно…

- А ведь можно не чистить старые записи, и заново сыграть этот же материал.

- Р. Мы это и имели ввиду. У нас уже столько написанных песен, что никаких новых можно не придумывать :).

D’yer M’aker

Состав группы:

Андрей Гладких — бас–гитара, гитара, флейта, вокал.
Юрий Беркань — гитара, губная гармошка, вокал.
Роман Галеев — клавишные.
Андрей Денисенко — барабаны.

Фоторяд: