Дискография.
2002 – «Конструктор Ощущений» (I. P. Studio)
Рецензия на альбом «Конструктор Ощущений».
«Азз воздам». Слегка мрачноватая, однако, правдивая зарисовка нашей с вами далекой от неоновой столицы жизни. У них – ночные клубы и Элис Купер в «Лужниках», у нас – «нет престижных дискотек и баров, пиво в кружках, а не в бокалах», зато «на каждом шагу – наливайки без счета, и каждый второй сидит без работы». Но песня бодрая. Из серии «Нас гребут, а мы крепчаем».
«Ана». Ну вот, все сразу кинулись искать ошибки, виноватых. Наборщик проглядел, журналист некомпетентный? Ну-ка, возьмем кассетку. И на кассете – «Ана»! Музыканты неграмотные! А вот и нет, господа, ни одно, ни другое, ни третье. Просто встретилась автору текста Игорю Пугачеву на жизненном пути девушка Аня. Была она чиста, наивна, очень молода…Что получилось – услышите. Как пел товарищ Гарри Мур, «I'm glad that you left me with the blues». Это у них за океаном «блюз» и «тоска» – одно и то же. У нас все по-другому: любите, девушки, музыкантов! Это сложно и, порой, невыносимо, зато потом увековечат вас подобным образом.
«Заклятый враг». «…ты же была для меня мой герб и мой флаг…ты для меня теперь – заклятый враг.» В музыке – сплав «Uriah Heep» и «Deep Purple». В лучших традициях жанра.
«А ты не слушай». Девушка встречает рок-музыканта и влюбляется в него по уши. Музыкант – личность творческая, и в своих речах заходит иногда уж слишком далеко. Однако в перерывах успевает вставить: « …Ты меня не слушай. …Разве я принц на белом коне? И мало ли что могу наобещать, я пьян, и легко так мне соврать».
«Стерва-любовь». Безусловный фаворит концертов и радиоэфиров. То, подо что девочки любят поплакать, глядя на фотографию любимого. То, чего ждут мальчики в полутемных залах, чтобы обнять, наконец, понравившуюся девчонку (маскируя это дело, разумеется, под медленный танец). В варианте записи песня, конечно, больше женская. Кухня, сигарета, верная подруга, бутылка красного вина и – поехали: «Шрамы после попытки…».
«Одиннадцатиклассница». И снова все кинулись обсуждать название. Виктор Цой, говорите? Вот и нет, потому как обсуждать-то стоит не название песни, а содержание. Мы видим не повзрослевшую восьмиклассницу, а подружку Ани вышеупомянутой. Песня о том, что, к сожалению, многие взрослые забывают, какими были в молодости. «Одиннадцатиклассниками» были вот такими же…Мелодия простая и, в принципе, танцевальная.
«Облом ». Классический рок-н-ролл. Ни одной своей ноты. В хорошем смысле. Все по классическим канонам. В текстовом плане - своеобразное продолжение первой композиции. Экскурсия по городу goes on.
«Лед и огонь». Одна из немногих НЕпессимистических песен альбома. Выражает, пусть где-то и банальными словами, одну маленькую, но очень важную мысль: «…Жить невозможно вчерашним днем. Все к лучшему, что не случается, и все только лишь начинается.» Да, господа, все ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ! Это в текстовом плане. В плане музыкальном композиция выделяется удачной работой гитариста.
«Механический бог». Песня про мотоцикл. Нет, не про мотоцикл. Про «Харлей». Это – целая философия, вам любой байкер скажет. Музыка, текст, основная идея – все в духе кумиров волосатых парней в коже – группы «Ария».
«Дом, из которого я не хотел уезжать». Очень трогательная, красивая песня на слова Сергея Ладыженского. Стихотворение было случайно обнаружено Игорем Пугачевым в одном из сборников советской фантастики. Больше года вынашивалась идея композиции, но стихи никак не желали ложиться на музыку. Ни один из рождавшихся в голове мотивов не устраивал Игоря, подобно тому, как не могут доснять булгаковского «Мастера…» Вот она, сила советской фантастики! Решение пришло после того, как Пугачев махнул рукой, что называется, на это дело окончательно. Результат наводит на мысль: может быть, и хорошо, что ни один из ТЕХ мотивов не подошел. Однозначно, мелодия «Дома…» – самая красивая на пластинке.
«Безбашенный вокалист с Севера».
Творческий путь Игоря Пугачева начался в Севастополе, а затем дал крутой поворот на Север.
В 1980-м году будущий вокалист «До Встречи» ушел на 3 года служить на Северный флот. Поскольку «северные» заработки всегда отличались от наших в экономически выгодную сторону (главным образом, в связи с понятием «полярки», 60 % заработка), Пугачев решил подождать с отъездом домой.
Около шести месяцев он проработал на «классических» работах рок-музыканта – в котельных и тому подобных местах.
Однажды Игорь сидел с друзьями в парке в городе Мурманске. Отдыхали, пели, играли на гитарах. Подошел человек и говорит: «Где ты раньше играл?» - «Ну, в Севастополе где-то» - «Сам откуда?» - «Приехал полгода назад, в общаге живу» - «А в кабаке как поиграть?» - «Да, в принципе, нет проблем». Так Игорь попал сначала в «69-ю параллель», а затем в «Арктику», 5-звездочный отель с двумя банкетными залами.
В 1985 году, согласно историческому приказу Михаила Сергеевича Горбачева, все рестораны при гостиницах стали безалкогольными. Разумеется, играть за копейки на комсомольских свадьбах под сок никто не стал.
Пугачев ушел из «Арктики», год проработал профессиональным диск-жокеем, как раз в период зарождения дискотек, когда первым отделением шли лекции, посвященные той или иной команде…Пока его не переманили в г. Мончегорск Мурманской области. Там в 1985 году образовалась команда «Рок-антракт». Все ее участники работали на комбинате, получали по тем временам хорошие деньги. Поэтому «Антракт» располагал хорошей аппаратурой и, своей гордостью, - лазерным прожектором и дымовой установкой.
Группу пригласили на творческий конкурс «Атланты» (подобный нашим «Крымским зорям»). «Антракт», закрывавший второе отделение, был единственной немурманской командой. Вслед за объявлением «группы из Мончегорска», послышались крики «Село!!! Колхоз!!!». Но когда они вышли – зал был шокирован. Дымовая установка, лазерный прожектор, выползают пять тел в сценических костюмах, с металлом, с цепями, с растрепанными волосами, и начинают колбасить настоящий металл! «Рок-антракт» выиграл «Атланты», выиграл «Атланты» следующего года, где в качестве гостей выступал «Круиз». Пообщавшись с музыкантами команды, «рок-антрактовцы» растеряли остатки эйфории. Выяснилось, что играть рок-музыку и быть «известным на всю страну «Круизом»» - очень тяжелый труд.
Два года Игорь провел в филармонии и, по собственному признанию, «именно там и стал профессиональным музыкантом».
Затем он вернулся в Севастополь. Жил, работал, постоянно возвращался к занятиям музыкой. После «металла» с дымовой установкой, Пугачева на два года занесло даже в барды. В этот период необычного для себя творчества, он знакомится с Евгением Барулиным, известным как Джон. Судя по рассказам Пугачева, это знакомство оказало на него неслабое влияние.
Не покидала мысль о создании какого-то проекта, но то музыкантов не находилось, то семья мешала.
«Наконец, я освободился от всех пут, и вот, к 40-летнему возрасту начинаю свой тернистый путь заново. Вся жизнь такая, ступеньками. Я не жалею, мне нравится…»
Весной 2002-го года ученик Игоря Андрей Холодилов предложил ему заняться каким-нибудь проектом. Был создан акустический вариант будущей «До встречи», с женским вокалом. Просуществовал он недолго, но именно из него и «выросла» нынешняя команда.
Как обычно, по воле случая, Андрей работал в одном магазине с Петром Лозой, который присоединился к музыкантам, и до сих пор успешно справляется с обязанностями клавишника и продюсера группы. Репетировали по началу у Петра дома, в трехкомнатной квартире в центре города – то есть, удобно было всем (кроме соседей, вероятно). Затем Петя вложил в проект определенные денежные средства, достаточные для покупки аппаратуры и начала каких-то серьезных действий.
Спустя некоторое время, Игорь стал замечать, что лучше ему либо петь, либо играть. Было дано объявление в газету, что, мол, требуется гитарист. Из «Транса» в группу пришел Сергей Штык, мотивировав свой «переход» словами: «они там все бухают, мне уже неинтересно». Окончательно состав оформился с появлением барабанщика Ильи Королева.
На уже записанном к тому моменту альбоме «Конструктор ощущений» в пяти треках партия барабанов – заслуга Дениса Мельникова, а в оставшихся – работа драм-машины.
Игорь Пугачев о гоблинах, любовной лирике и «Animals» «Pink Floyd».
- Как альбом писали?
- Ой, это очень долгая история, как мы писали альбом…в процессе вещей тридцать было отброшено, во-первых. То есть, мы их делали-делали, потом – нет, это не пойдет. Вот эти десять выбрали…Причем, альбом перетасовывался по ходу записи неоднократно. Была даже вещь, в которой партия барабанов была прописана, потом мы от нее отказались. Ну, это уже мои проблемы, потому что пишу я много, и мне хочется все, что новое, сразу пропулить. Здесь так и получилось, что пять вещей, которые я писал по ходу, сразу в работу шли, а пять – не более чем двухлетней давности.
- Как песни расставляли: как попало или была определенная идея?
- Нет. Мы записали в одной последовательности, а потом уже расставляли…У Пети была идея сделать альбом и засунуть туда как можно больше медленных вещей. Так у нас и получилось: четыре медленных, шесть быстрых. Вот и стремились чередовать. Принцип подхода был, конечно, не к компакту, а к кассете. Мы исходили из того, что человек обычно вставляет кассету, слушает первую песню, ну, максимум, вторую. Потом переворачивает кассету, и слушает остальные. То есть, основные ударные вещи так были и расставлены.
- Ха-ха, честно – никогда в жизни так не слушала! Я всегда слушаю первую сторону, а потом уже смотрю, как. Есть ли желание продолжать.
- Дело не в этом. Есть подход меломанов, которые должны прослушать весь альбом, чтобы создать для себя какое-то впечатление о команде. А есть люди, которые, в принципе, и делают деньги. Им надо первую вещь прослушать: ага, вот понравилось – тогда я беру кассету.
- То есть не было принципа «B-side»?
- Нет. Наоборот. Одна из самых лучших вещей, «Дом…», у нас последняя. «Аз воздам» такая, из самых яростных вещей – первая.
- В общем, в основном романтика в альбоме. Как считаешь, НЕ медленную песню о любви реально написать?
- Вполне возможно. Я-то считаю, видишь, смотря о какой любви писать. Иногда чувство перехлестывает через край, все нормально, все классно. Медленную песню уже под это не напишешь.
- «…Какое счастье любить тебя», да?
- По типу того, да. Можно, конечно, другими словами.
- Да я ж для примера.
- Для меня до сих пор эталон рок-творчества о любви – это «НАУ» «Я хочу быть с тобой». Я сильнее песни не слышал. Видишь, почему мы назвали альбом «Конструктор ощущений», была такая концепция, песни о взаимоотношении полов. Это вещь, которую и разрабатывали, и веками после нас будут разрабатывать. Вечная тема.
- Как автор текстов, скажи мне, пожалуйста: легко все это личное выносить на публику? Ты это сам в себе переживаешь, это твоя женщина, сложилось там с ней не сложилось…Выносить потом свои интимные переживания на суд двухсот, трехсот, тысячи человек - это легко?
- Ты знаешь, я считаю, те ситуации, в которых я прибываю – они не такие уж уникальные. Многие переживают то же самое. И поэтому в том, что я выплескиваю из себя, многие увидят тождественность какую-то.
- Я просто к тому, что это, своего рода, «обнаженка».
- Для меня рок-н-ролл…Есть даже кусок текста: «Рок-н-ролл – это музыка резаных вен». Сейчас делят на попсу, да, на рок-н-ролл. Для меня все равно, какая это музыка. Я считаю, рок-н-ролл – это, прежде всего, музыка, которая не терпит фальши. Играть рок-н-ролл, имея за спиной обеспеченный быт, наверное, очень тяжело. Не верю я…Ну, представь, парень приходит на концерт – а здесь приехали такие все на лимузинах, навороченные. Ну, явно, что…Не то.
- А Кинчев ездит на джипе, еще кто-то?
- Подожди, есть исключения, которые подтверждают правила. Это единицы. В основном, как получается? Сколько команд, которые поднялись, сделали себе имидж…Давай возьмем мировые «звезды», «Smokie», во что превратился Крис Норман? И таких куча, да и у нас можно назвать.
- Макаревич на кухне, да?
- Кому вот сейчас скажи, что когда-то Буйнов был одним из лучших рок-музыкантов Москвы, клавишников? Серьезно, это факт.
«Рок-н-ролл никогда не будет музыкой толстых,
Это вечный протест, это вечная боль.
Рок-н-ролл – это музыка трудных подростков,
И это не сахар, а едкая соль.
Это блюдо не для разбухших гурманов,
Не для пассажиров престижных авто,
Не для завравшихся депутатов,
Не для противников острых углов»
- Бывает, что песня настолько личная, что ты просто не можешь вынести ее на публику, в альбом включить?
- Есть, конечно. Есть песни, которые посвящаются конкретному человеку. Я тогда просто дарю ее, и все, этой песни больше нигде нет, я к ней не возвращаюсь.
- Это, наверное, один из самых приятных аспектов общения с рок-музыкантами, когда песни дарят…А вот неприятный аспект? Ты, как человек с солидным рок-н-ролльным стажем…Сколько лет, кстати? Лет 20-25 у тебя рок-н-ролла за плечами?
- Да, наверное так.
- Самый неприятный аспект в профессии рок-музыканта? Пять серьезных минусов можешь назвать?
- Пять? Я, собственно, не считал, я могу перечислять по мере…Самый главный – это, знаешь, есть такой стадный инстинкт. Вот положено жить так, и никак иначе. А все-таки, рок-музыкант – он должен чем-то отличаться. И невольно этот вот закон общества начинает его загонять в рамки. Это очень тяжело. И быт сюда включается, атака и общества, и семьи…почему, кстати, у рок-музыкантов часто нет семьи. Мало находится таких женщин, способных понять.
- Я все ищу себе рок-музыканта, которого я буду понимать… понимания – по горло, а музыканта вот нет.
- Ну, у меня как раз наоборот. В точности.
- Ты меня обрадовал.
- Какие еще минусы. То, что мы живем уже в XXI-м веке, а играем на таком хламе, честно говоря! Взять панков – им по фонарю, на чем они играют и как они звучат. У них идеология музыки такая. А когда играешь тяжелый рок, металл, скоростной…Там аппаратура должна соответствовать. А ее нету. У меня единственная беда, еще когда только в Севастополе рок-движение начиналось, когда я только начинал петь, вот 25 лет одно и тоже: не слышно слов на концерте. Вот хоть бери программку, знаешь, да, и раздавай.
- Да, либретто.
- И эта такая беда! Сравниваешь, как на Западе записывают альбомы – каждое слово слышно! Но у нас не умеют писать концертные альбомы, честно говоря.
- Вы же играли в «От заката до рассвета». Там играли «ШАМ», у них сложные стихи, догадаться где-то, домыслить не получится. Но понятно все было, дословно.
- В «От заката до рассвета» то, что я пел – не слышно было ни хрена. Мне подходили, говорили об этом. Хотя, вроде выстраивали микрофон, все…Идиотская ситуация, что в Балаклаве было, что на других выступлениях. Выстраиваешь до концерта все – все идеально.
- Да, потом подходят другие люди…
- Начинаешь играть – и не понимаешь, звук совсем другой.
- С этим уже много лет пытается бороться группа «Ли.Дер» на «Рок-н-роллах…». Когда они до концерта отстраивают все, потом приходят музыканты из других команд, начинают крутить ручки…
- Тут, конечно, нужна какая-то культура в общении. У старых музыкантов она сохранилась. Молодым просто все достается…Сейчас вот зайди в «Орфей». Пожалуйста, пусть корейский, но нормальный, приличный аппарат стоит. А раньше хоть сколько денег не имей…Доску какую-то взял, натянул струны – и уже все, верх счастья. Андрюха у нас, басист, ему 24 года. Или мы ему привили, или он на нас насмотрелся…Вот он «Ямаху» новую купил, даже ремень снимает, чтоб только ее не поцарапать. Вот это классно. Это ж рабочий инструмент. Он кормит, где-то.
- Какой у тебя был первый инструмент?
- «Jolana-Special». Мне папа подарил на 16 лет, я о ней мечтал. Болгарский аппарат, полуакустический, такой красный. На нем обычно джазмены играют, форма такая…да видела, наверное, не центральная, а две эфы такие вот. Там верх счастья был. Самое интересное, что он был басовый, он мне на хрен не был нужен. Но я потом поменял.
Самый любимый, конечно, как у Блэкмора – «Стратокастер». Я о нем мечтал долгое время. Когда играл на Севере, у меня кличка была «Страт», бредил этим делом. Случайно, мне повезло, мне достался этот аппарат, именно '69-го года, белый. Как у Блэкмора. А потом… Судьба сложилась так, семья, развод, все с молотка. У музыканта всю жизнь так. Продается все, потом проходит года два…
- Наживается еще…
- Да, это до бесконечности.
«Все новые лица становятся в строй
Рок-н-ролл мертв – это миф!
Все мы ведем нескончаемый бой,
И пока руки держат гриф –
Рок-н-ролл жив!»
- Родился ты здесь?
- Нет, я родился в Лиепае. У меня мама отсюда, бабушка отсюда. Отец закончил здесь «Голландию», по распределению туда попал, как обычно, военный моряк…И там я и родился.
- И детство там прошло?
- Три месяца я там пробыл, а потом мы на Север уехали. Да у меня вообще интересно, я попал служить в тот город, где жил. Где в школу три класса отходил. Я с четвертого класса тут постоянно.
- А здесь где жил с самого начала?
- А у меня бабушка на Воронцовой горе. Так что я проспектовско-воронцовский абориген, с самых основ. Я жил на Воронцовке тогда, когда на проспекте не было ни одного дома. Он весь строился на моих глазах. Я его ровесник.
- Книжки в детстве какие любил?
- Ой, фантастику, до ужаса!
- И до сих пор?
- И до сих пор, сейчас даже пробую…Я-то этим раньше переболел, а сейчас в мире такая «толкиеномания» пошла. И в «Вавилоне» (сольный проект Пугачева – авт.) несколько текстов таких родилось, мистическо-сказочных. С приземлением, конечно, на нашу действительность.
- Из последнего что?
- А это вот «Город иллюзий», мы его сейчас сделали, вещь уже готова.
- Это чей «город иллюзий»?
- Я просто подошел к такой мысли: зачем искать гоблинов, эльфов и тому подобных? Они вон по городу ходят.
- Интересная мысль.
- Расшифровать это…Кто такие гоблины? Бывшие бандиты. Гномы – это те, кто стремятся набить сундуки богатством. Эльфы – это власть. По всем книжкам это прослеживается. Тролли – это беспредельщики такие…панки, короче. Самый главный тролль – это «Мумий Тролль».
- Не смотрел, кстати, «Властелин колец» с новым переводом, где орки – это урки, гоблины – гопники?
- Я читал о нем.
- А насчет троллей, есть замечательный фильм «Десятое королевство». Полусказка такая, с переходом из нашего мира в придуманный. Там тролли ходят по лесу в «косухах» и забивают косяки.
- Есть великолепная вещь нашего автора, Валентинова, книга «Кровь пьют руками». Кстати, вот откуда «Дом…». Правда, там 9 куплетов. Пришлось оставить 6. Но на концертах, может быть, когда-нибудь споем полностью.
- Как Башаков иногда поет «Элис». Если бы готовилась театральная постановка с участием любых литературных персонажей, и тебя бы пригласили на любую роль, какую ты выберешь. Кого бы ты хотел сыграть? Я имею в виду, войти в образ…
- А, плана «Иисус Христос Суперзвезда», да?
- Нет, там определенная идея, сюжет. А так, допустим, придет Леша Каплев, скажет, «я хочу быть Урфином Джюсом», придет Саша Барулин, скажет «я хочу быть…» из совсем другого произведения кем-нибудь…
- Кстати, это интересно было бы, перевод Волкова…Я в детстве все эти семь книг прочитал.
- Я тоже.
- Вот это, конечно, очень интересно было бы. Сделать это в рок-н-ролле. Именно распланировать интересно было бы. Вообще, у меня сейчас идея такая родилась. У нас же Петя на «Pink Floyd» повернут. Есть у них такой альбом, «Животные», где люди поделены на три категории. Мы решили пойти дальше и поделить их на десять категорий. И десять песен на эту тему. Назвать «Мир зверей» или что-то такое.
- Не боишься, что это будет слишком явно перекликаться, и народ начнет говорить: ничего своего придумать не могут, под «Pink Floyd» пошел закос?
- Нет, почему под «Pink Floyd»? Я просто хочу эту тему развить, все-таки «Pink Floyd» довольно обще показали. Нельзя людей поделить на овец, свиней и собак. Их значительно больше, таких типажей. Я ж не говорю, что я оригинален.
- Насчет героя ты мне так и не ответил.
- Наверное, Воланд. Нравится мне этот типаж, «человек со стороны». Мне по жизни просто нравится быть наблюдателем. В принципе, у меня два таких героя.
- Второй?
- Остап Бендер, я не оригинален. Для меня «Двенадцать Стульев» и «Золотой Теленок» - это настольные книги, которые я обязательно перечитываю каждый год. Эта вещь…я не знаю, когда она вообще устареет. Она проецируется на любой...Остап Бендер мог бы жить и сейчас.
- Понятно с литературными персонажами. А вот рок-музыкант, который тебя интересует в первую очередь, как личность? Есть у тебя такой?
- Есть. Есть. И как личность, и как музыкант – Ричи Блэкмор.
«Я не верю тому, кто вещает с экрана,
В то, что весь рок-н-ролл давно уже мертв,
Если в жизни не всем достается награда,
Значит, что до конца еще так далеко…
Если кто-то не хочет жить по трафарету,
Если кто-то рвет струны нервной рукой,
Если кто-то воюет со всем белым светом
Если кто-то кричит, презирая покой…»
- Слышал, что «Бункер» открывают? Как ты…
- Да, скорей бы!
- Хотела спросить, как ты к этому относишься.
- Да прекрасно! Что, лишняя сценарная площадка…
- Группа «До встречи» будет больше концертная или студийная?
- Это более студийный вариант. Конечно, мы будем давать концерты…Вот я – концертный музыкант.
- Так ты ж откосил сколько «вживую», понятно, что концертный.
- Это энергетика…
- Что у вас с видео?
- Сначала была у нас эйфория: о, снять клип. А сейчас мы посмотрели – нет той яркой, раскрученной песни, на которую бы стоило сделать клип.
- «Механический бог» вы хотели, нет?
- Хотели, но пока мы решили подождать. Я считаю, что клип должен не сразу создаваться, а спустя какое-то время. Чтоб клип уже был востребованный заранее. А востребованной у нас получается «Аз воздам» почему-то.
- Тебе отзывы какие-то шли?
- Да. Вот мы 9 мая играли на Приморском, я поразился просто. «Аз воздам», «Стерва…» и «Дом…». «Дом…» я считал вещью для более старшего поколения. А оказывается, блин, наоборот.
- «Дом…» - самая сильная вещь.
- Вчера я с Лешей одним разговаривал с «Ауры», он говорит: «Мне вот – «Лед и огонь»…» Хрен его знает. Но мне это нравится, кстати. Что у каждого какая-то своя вещь.
- Никогда не слышал интересных расшифровок своих текстов, в таком ключе, которого ты вообще не ожидал?
- Пока нет. Когда это произойдет – значит, мы становимся популярными. Это признак.
«И пусть нам не быть звездами хит-парадов,
И улиц в честь нас не назовут,
Но мы не хотим быть овцами в стаде,
Которое на закланье ведут.»
D'yer M'aker
2002 – «Конструктор Ощущений» (I. P. Studio)
Рецензия на альбом «Конструктор Ощущений».
«Азз воздам». Слегка мрачноватая, однако, правдивая зарисовка нашей с вами далекой от неоновой столицы жизни. У них – ночные клубы и Элис Купер в «Лужниках», у нас – «нет престижных дискотек и баров, пиво в кружках, а не в бокалах», зато «на каждом шагу – наливайки без счета, и каждый второй сидит без работы». Но песня бодрая. Из серии «Нас гребут, а мы крепчаем».
«Ана». Ну вот, все сразу кинулись искать ошибки, виноватых. Наборщик проглядел, журналист некомпетентный? Ну-ка, возьмем кассетку. И на кассете – «Ана»! Музыканты неграмотные! А вот и нет, господа, ни одно, ни другое, ни третье. Просто встретилась автору текста Игорю Пугачеву на жизненном пути девушка Аня. Была она чиста, наивна, очень молода…Что получилось – услышите. Как пел товарищ Гарри Мур, «I'm glad that you left me with the blues». Это у них за океаном «блюз» и «тоска» – одно и то же. У нас все по-другому: любите, девушки, музыкантов! Это сложно и, порой, невыносимо, зато потом увековечат вас подобным образом.
«Заклятый враг». «…ты же была для меня мой герб и мой флаг…ты для меня теперь – заклятый враг.» В музыке – сплав «Uriah Heep» и «Deep Purple». В лучших традициях жанра.
«А ты не слушай». Девушка встречает рок-музыканта и влюбляется в него по уши. Музыкант – личность творческая, и в своих речах заходит иногда уж слишком далеко. Однако в перерывах успевает вставить: « …Ты меня не слушай. …Разве я принц на белом коне? И мало ли что могу наобещать, я пьян, и легко так мне соврать».
«Стерва-любовь». Безусловный фаворит концертов и радиоэфиров. То, подо что девочки любят поплакать, глядя на фотографию любимого. То, чего ждут мальчики в полутемных залах, чтобы обнять, наконец, понравившуюся девчонку (маскируя это дело, разумеется, под медленный танец). В варианте записи песня, конечно, больше женская. Кухня, сигарета, верная подруга, бутылка красного вина и – поехали: «Шрамы после попытки…».
«Одиннадцатиклассница». И снова все кинулись обсуждать название. Виктор Цой, говорите? Вот и нет, потому как обсуждать-то стоит не название песни, а содержание. Мы видим не повзрослевшую восьмиклассницу, а подружку Ани вышеупомянутой. Песня о том, что, к сожалению, многие взрослые забывают, какими были в молодости. «Одиннадцатиклассниками» были вот такими же…Мелодия простая и, в принципе, танцевальная.
«Облом ». Классический рок-н-ролл. Ни одной своей ноты. В хорошем смысле. Все по классическим канонам. В текстовом плане - своеобразное продолжение первой композиции. Экскурсия по городу goes on.
«Лед и огонь». Одна из немногих НЕпессимистических песен альбома. Выражает, пусть где-то и банальными словами, одну маленькую, но очень важную мысль: «…Жить невозможно вчерашним днем. Все к лучшему, что не случается, и все только лишь начинается.» Да, господа, все ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ! Это в текстовом плане. В плане музыкальном композиция выделяется удачной работой гитариста.
«Механический бог». Песня про мотоцикл. Нет, не про мотоцикл. Про «Харлей». Это – целая философия, вам любой байкер скажет. Музыка, текст, основная идея – все в духе кумиров волосатых парней в коже – группы «Ария».
«Дом, из которого я не хотел уезжать». Очень трогательная, красивая песня на слова Сергея Ладыженского. Стихотворение было случайно обнаружено Игорем Пугачевым в одном из сборников советской фантастики. Больше года вынашивалась идея композиции, но стихи никак не желали ложиться на музыку. Ни один из рождавшихся в голове мотивов не устраивал Игоря, подобно тому, как не могут доснять булгаковского «Мастера…» Вот она, сила советской фантастики! Решение пришло после того, как Пугачев махнул рукой, что называется, на это дело окончательно. Результат наводит на мысль: может быть, и хорошо, что ни один из ТЕХ мотивов не подошел. Однозначно, мелодия «Дома…» – самая красивая на пластинке.
«Безбашенный вокалист с Севера».
Творческий путь Игоря Пугачева начался в Севастополе, а затем дал крутой поворот на Север.
В 1980-м году будущий вокалист «До Встречи» ушел на 3 года служить на Северный флот. Поскольку «северные» заработки всегда отличались от наших в экономически выгодную сторону (главным образом, в связи с понятием «полярки», 60 % заработка), Пугачев решил подождать с отъездом домой.
Около шести месяцев он проработал на «классических» работах рок-музыканта – в котельных и тому подобных местах.
Однажды Игорь сидел с друзьями в парке в городе Мурманске. Отдыхали, пели, играли на гитарах. Подошел человек и говорит: «Где ты раньше играл?» - «Ну, в Севастополе где-то» - «Сам откуда?» - «Приехал полгода назад, в общаге живу» - «А в кабаке как поиграть?» - «Да, в принципе, нет проблем». Так Игорь попал сначала в «69-ю параллель», а затем в «Арктику», 5-звездочный отель с двумя банкетными залами.
В 1985 году, согласно историческому приказу Михаила Сергеевича Горбачева, все рестораны при гостиницах стали безалкогольными. Разумеется, играть за копейки на комсомольских свадьбах под сок никто не стал.
Пугачев ушел из «Арктики», год проработал профессиональным диск-жокеем, как раз в период зарождения дискотек, когда первым отделением шли лекции, посвященные той или иной команде…Пока его не переманили в г. Мончегорск Мурманской области. Там в 1985 году образовалась команда «Рок-антракт». Все ее участники работали на комбинате, получали по тем временам хорошие деньги. Поэтому «Антракт» располагал хорошей аппаратурой и, своей гордостью, - лазерным прожектором и дымовой установкой.
Группу пригласили на творческий конкурс «Атланты» (подобный нашим «Крымским зорям»). «Антракт», закрывавший второе отделение, был единственной немурманской командой. Вслед за объявлением «группы из Мончегорска», послышались крики «Село!!! Колхоз!!!». Но когда они вышли – зал был шокирован. Дымовая установка, лазерный прожектор, выползают пять тел в сценических костюмах, с металлом, с цепями, с растрепанными волосами, и начинают колбасить настоящий металл! «Рок-антракт» выиграл «Атланты», выиграл «Атланты» следующего года, где в качестве гостей выступал «Круиз». Пообщавшись с музыкантами команды, «рок-антрактовцы» растеряли остатки эйфории. Выяснилось, что играть рок-музыку и быть «известным на всю страну «Круизом»» - очень тяжелый труд.
Два года Игорь провел в филармонии и, по собственному признанию, «именно там и стал профессиональным музыкантом».
Затем он вернулся в Севастополь. Жил, работал, постоянно возвращался к занятиям музыкой. После «металла» с дымовой установкой, Пугачева на два года занесло даже в барды. В этот период необычного для себя творчества, он знакомится с Евгением Барулиным, известным как Джон. Судя по рассказам Пугачева, это знакомство оказало на него неслабое влияние.
Не покидала мысль о создании какого-то проекта, но то музыкантов не находилось, то семья мешала.
«Наконец, я освободился от всех пут, и вот, к 40-летнему возрасту начинаю свой тернистый путь заново. Вся жизнь такая, ступеньками. Я не жалею, мне нравится…»
Весной 2002-го года ученик Игоря Андрей Холодилов предложил ему заняться каким-нибудь проектом. Был создан акустический вариант будущей «До встречи», с женским вокалом. Просуществовал он недолго, но именно из него и «выросла» нынешняя команда.
Как обычно, по воле случая, Андрей работал в одном магазине с Петром Лозой, который присоединился к музыкантам, и до сих пор успешно справляется с обязанностями клавишника и продюсера группы. Репетировали по началу у Петра дома, в трехкомнатной квартире в центре города – то есть, удобно было всем (кроме соседей, вероятно). Затем Петя вложил в проект определенные денежные средства, достаточные для покупки аппаратуры и начала каких-то серьезных действий.
Спустя некоторое время, Игорь стал замечать, что лучше ему либо петь, либо играть. Было дано объявление в газету, что, мол, требуется гитарист. Из «Транса» в группу пришел Сергей Штык, мотивировав свой «переход» словами: «они там все бухают, мне уже неинтересно». Окончательно состав оформился с появлением барабанщика Ильи Королева.
На уже записанном к тому моменту альбоме «Конструктор ощущений» в пяти треках партия барабанов – заслуга Дениса Мельникова, а в оставшихся – работа драм-машины.
Игорь Пугачев о гоблинах, любовной лирике и «Animals» «Pink Floyd».
- Как альбом писали?
- Ой, это очень долгая история, как мы писали альбом…в процессе вещей тридцать было отброшено, во-первых. То есть, мы их делали-делали, потом – нет, это не пойдет. Вот эти десять выбрали…Причем, альбом перетасовывался по ходу записи неоднократно. Была даже вещь, в которой партия барабанов была прописана, потом мы от нее отказались. Ну, это уже мои проблемы, потому что пишу я много, и мне хочется все, что новое, сразу пропулить. Здесь так и получилось, что пять вещей, которые я писал по ходу, сразу в работу шли, а пять – не более чем двухлетней давности.
- Как песни расставляли: как попало или была определенная идея?
- Нет. Мы записали в одной последовательности, а потом уже расставляли…У Пети была идея сделать альбом и засунуть туда как можно больше медленных вещей. Так у нас и получилось: четыре медленных, шесть быстрых. Вот и стремились чередовать. Принцип подхода был, конечно, не к компакту, а к кассете. Мы исходили из того, что человек обычно вставляет кассету, слушает первую песню, ну, максимум, вторую. Потом переворачивает кассету, и слушает остальные. То есть, основные ударные вещи так были и расставлены.
- Ха-ха, честно – никогда в жизни так не слушала! Я всегда слушаю первую сторону, а потом уже смотрю, как. Есть ли желание продолжать.
- Дело не в этом. Есть подход меломанов, которые должны прослушать весь альбом, чтобы создать для себя какое-то впечатление о команде. А есть люди, которые, в принципе, и делают деньги. Им надо первую вещь прослушать: ага, вот понравилось – тогда я беру кассету.
- То есть не было принципа «B-side»?
- Нет. Наоборот. Одна из самых лучших вещей, «Дом…», у нас последняя. «Аз воздам» такая, из самых яростных вещей – первая.
- В общем, в основном романтика в альбоме. Как считаешь, НЕ медленную песню о любви реально написать?
- Вполне возможно. Я-то считаю, видишь, смотря о какой любви писать. Иногда чувство перехлестывает через край, все нормально, все классно. Медленную песню уже под это не напишешь.
- «…Какое счастье любить тебя», да?
- По типу того, да. Можно, конечно, другими словами.
- Да я ж для примера.
- Для меня до сих пор эталон рок-творчества о любви – это «НАУ» «Я хочу быть с тобой». Я сильнее песни не слышал. Видишь, почему мы назвали альбом «Конструктор ощущений», была такая концепция, песни о взаимоотношении полов. Это вещь, которую и разрабатывали, и веками после нас будут разрабатывать. Вечная тема.
- Как автор текстов, скажи мне, пожалуйста: легко все это личное выносить на публику? Ты это сам в себе переживаешь, это твоя женщина, сложилось там с ней не сложилось…Выносить потом свои интимные переживания на суд двухсот, трехсот, тысячи человек - это легко?
- Ты знаешь, я считаю, те ситуации, в которых я прибываю – они не такие уж уникальные. Многие переживают то же самое. И поэтому в том, что я выплескиваю из себя, многие увидят тождественность какую-то.
- Я просто к тому, что это, своего рода, «обнаженка».
- Для меня рок-н-ролл…Есть даже кусок текста: «Рок-н-ролл – это музыка резаных вен». Сейчас делят на попсу, да, на рок-н-ролл. Для меня все равно, какая это музыка. Я считаю, рок-н-ролл – это, прежде всего, музыка, которая не терпит фальши. Играть рок-н-ролл, имея за спиной обеспеченный быт, наверное, очень тяжело. Не верю я…Ну, представь, парень приходит на концерт – а здесь приехали такие все на лимузинах, навороченные. Ну, явно, что…Не то.
- А Кинчев ездит на джипе, еще кто-то?
- Подожди, есть исключения, которые подтверждают правила. Это единицы. В основном, как получается? Сколько команд, которые поднялись, сделали себе имидж…Давай возьмем мировые «звезды», «Smokie», во что превратился Крис Норман? И таких куча, да и у нас можно назвать.
- Макаревич на кухне, да?
- Кому вот сейчас скажи, что когда-то Буйнов был одним из лучших рок-музыкантов Москвы, клавишников? Серьезно, это факт.
Это вечный протест, это вечная боль.
Рок-н-ролл – это музыка трудных подростков,
И это не сахар, а едкая соль.
Это блюдо не для разбухших гурманов,
Не для пассажиров престижных авто,
Не для завравшихся депутатов,
Не для противников острых углов»
- Бывает, что песня настолько личная, что ты просто не можешь вынести ее на публику, в альбом включить?
- Есть, конечно. Есть песни, которые посвящаются конкретному человеку. Я тогда просто дарю ее, и все, этой песни больше нигде нет, я к ней не возвращаюсь.
- Это, наверное, один из самых приятных аспектов общения с рок-музыкантами, когда песни дарят…А вот неприятный аспект? Ты, как человек с солидным рок-н-ролльным стажем…Сколько лет, кстати? Лет 20-25 у тебя рок-н-ролла за плечами?
- Да, наверное так.
- Самый неприятный аспект в профессии рок-музыканта? Пять серьезных минусов можешь назвать?
- Пять? Я, собственно, не считал, я могу перечислять по мере…Самый главный – это, знаешь, есть такой стадный инстинкт. Вот положено жить так, и никак иначе. А все-таки, рок-музыкант – он должен чем-то отличаться. И невольно этот вот закон общества начинает его загонять в рамки. Это очень тяжело. И быт сюда включается, атака и общества, и семьи…почему, кстати, у рок-музыкантов часто нет семьи. Мало находится таких женщин, способных понять.
- Я все ищу себе рок-музыканта, которого я буду понимать… понимания – по горло, а музыканта вот нет.
- Ну, у меня как раз наоборот. В точности.
- Ты меня обрадовал.
- Какие еще минусы. То, что мы живем уже в XXI-м веке, а играем на таком хламе, честно говоря! Взять панков – им по фонарю, на чем они играют и как они звучат. У них идеология музыки такая. А когда играешь тяжелый рок, металл, скоростной…Там аппаратура должна соответствовать. А ее нету. У меня единственная беда, еще когда только в Севастополе рок-движение начиналось, когда я только начинал петь, вот 25 лет одно и тоже: не слышно слов на концерте. Вот хоть бери программку, знаешь, да, и раздавай.
- Да, либретто.
- И эта такая беда! Сравниваешь, как на Западе записывают альбомы – каждое слово слышно! Но у нас не умеют писать концертные альбомы, честно говоря.
- Вы же играли в «От заката до рассвета». Там играли «ШАМ», у них сложные стихи, догадаться где-то, домыслить не получится. Но понятно все было, дословно.
- В «От заката до рассвета» то, что я пел – не слышно было ни хрена. Мне подходили, говорили об этом. Хотя, вроде выстраивали микрофон, все…Идиотская ситуация, что в Балаклаве было, что на других выступлениях. Выстраиваешь до концерта все – все идеально.
- Да, потом подходят другие люди…
- Начинаешь играть – и не понимаешь, звук совсем другой.
- С этим уже много лет пытается бороться группа «Ли.Дер» на «Рок-н-роллах…». Когда они до концерта отстраивают все, потом приходят музыканты из других команд, начинают крутить ручки…
- Тут, конечно, нужна какая-то культура в общении. У старых музыкантов она сохранилась. Молодым просто все достается…Сейчас вот зайди в «Орфей». Пожалуйста, пусть корейский, но нормальный, приличный аппарат стоит. А раньше хоть сколько денег не имей…Доску какую-то взял, натянул струны – и уже все, верх счастья. Андрюха у нас, басист, ему 24 года. Или мы ему привили, или он на нас насмотрелся…Вот он «Ямаху» новую купил, даже ремень снимает, чтоб только ее не поцарапать. Вот это классно. Это ж рабочий инструмент. Он кормит, где-то.
- Какой у тебя был первый инструмент?
- «Jolana-Special». Мне папа подарил на 16 лет, я о ней мечтал. Болгарский аппарат, полуакустический, такой красный. На нем обычно джазмены играют, форма такая…да видела, наверное, не центральная, а две эфы такие вот. Там верх счастья был. Самое интересное, что он был басовый, он мне на хрен не был нужен. Но я потом поменял.
Самый любимый, конечно, как у Блэкмора – «Стратокастер». Я о нем мечтал долгое время. Когда играл на Севере, у меня кличка была «Страт», бредил этим делом. Случайно, мне повезло, мне достался этот аппарат, именно '69-го года, белый. Как у Блэкмора. А потом… Судьба сложилась так, семья, развод, все с молотка. У музыканта всю жизнь так. Продается все, потом проходит года два…
- Наживается еще…
- Да, это до бесконечности.
Рок-н-ролл мертв – это миф!
Все мы ведем нескончаемый бой,
И пока руки держат гриф –
Рок-н-ролл жив!»
- Родился ты здесь?
- Нет, я родился в Лиепае. У меня мама отсюда, бабушка отсюда. Отец закончил здесь «Голландию», по распределению туда попал, как обычно, военный моряк…И там я и родился.
- И детство там прошло?
- Три месяца я там пробыл, а потом мы на Север уехали. Да у меня вообще интересно, я попал служить в тот город, где жил. Где в школу три класса отходил. Я с четвертого класса тут постоянно.
- А здесь где жил с самого начала?
- А у меня бабушка на Воронцовой горе. Так что я проспектовско-воронцовский абориген, с самых основ. Я жил на Воронцовке тогда, когда на проспекте не было ни одного дома. Он весь строился на моих глазах. Я его ровесник.
- Книжки в детстве какие любил?
- Ой, фантастику, до ужаса!
- И до сих пор?
- И до сих пор, сейчас даже пробую…Я-то этим раньше переболел, а сейчас в мире такая «толкиеномания» пошла. И в «Вавилоне» (сольный проект Пугачева – авт.) несколько текстов таких родилось, мистическо-сказочных. С приземлением, конечно, на нашу действительность.
- Из последнего что?
- А это вот «Город иллюзий», мы его сейчас сделали, вещь уже готова.
- Это чей «город иллюзий»?
- Я просто подошел к такой мысли: зачем искать гоблинов, эльфов и тому подобных? Они вон по городу ходят.
- Интересная мысль.
- Расшифровать это…Кто такие гоблины? Бывшие бандиты. Гномы – это те, кто стремятся набить сундуки богатством. Эльфы – это власть. По всем книжкам это прослеживается. Тролли – это беспредельщики такие…панки, короче. Самый главный тролль – это «Мумий Тролль».
- Не смотрел, кстати, «Властелин колец» с новым переводом, где орки – это урки, гоблины – гопники?
- Я читал о нем.
- А насчет троллей, есть замечательный фильм «Десятое королевство». Полусказка такая, с переходом из нашего мира в придуманный. Там тролли ходят по лесу в «косухах» и забивают косяки.
- Есть великолепная вещь нашего автора, Валентинова, книга «Кровь пьют руками». Кстати, вот откуда «Дом…». Правда, там 9 куплетов. Пришлось оставить 6. Но на концертах, может быть, когда-нибудь споем полностью.
- Как Башаков иногда поет «Элис». Если бы готовилась театральная постановка с участием любых литературных персонажей, и тебя бы пригласили на любую роль, какую ты выберешь. Кого бы ты хотел сыграть? Я имею в виду, войти в образ…
- А, плана «Иисус Христос Суперзвезда», да?
- Нет, там определенная идея, сюжет. А так, допустим, придет Леша Каплев, скажет, «я хочу быть Урфином Джюсом», придет Саша Барулин, скажет «я хочу быть…» из совсем другого произведения кем-нибудь…
- Кстати, это интересно было бы, перевод Волкова…Я в детстве все эти семь книг прочитал.
- Я тоже.
- Вот это, конечно, очень интересно было бы. Сделать это в рок-н-ролле. Именно распланировать интересно было бы. Вообще, у меня сейчас идея такая родилась. У нас же Петя на «Pink Floyd» повернут. Есть у них такой альбом, «Животные», где люди поделены на три категории. Мы решили пойти дальше и поделить их на десять категорий. И десять песен на эту тему. Назвать «Мир зверей» или что-то такое.
- Не боишься, что это будет слишком явно перекликаться, и народ начнет говорить: ничего своего придумать не могут, под «Pink Floyd» пошел закос?
- Нет, почему под «Pink Floyd»? Я просто хочу эту тему развить, все-таки «Pink Floyd» довольно обще показали. Нельзя людей поделить на овец, свиней и собак. Их значительно больше, таких типажей. Я ж не говорю, что я оригинален.
- Насчет героя ты мне так и не ответил.
- Наверное, Воланд. Нравится мне этот типаж, «человек со стороны». Мне по жизни просто нравится быть наблюдателем. В принципе, у меня два таких героя.
- Второй?
- Остап Бендер, я не оригинален. Для меня «Двенадцать Стульев» и «Золотой Теленок» - это настольные книги, которые я обязательно перечитываю каждый год. Эта вещь…я не знаю, когда она вообще устареет. Она проецируется на любой...Остап Бендер мог бы жить и сейчас.
- Понятно с литературными персонажами. А вот рок-музыкант, который тебя интересует в первую очередь, как личность? Есть у тебя такой?
- Есть. Есть. И как личность, и как музыкант – Ричи Блэкмор.
В то, что весь рок-н-ролл давно уже мертв,
Если в жизни не всем достается награда,
Значит, что до конца еще так далеко…
Если кто-то не хочет жить по трафарету,
Если кто-то рвет струны нервной рукой,
Если кто-то воюет со всем белым светом
Если кто-то кричит, презирая покой…»
- Слышал, что «Бункер» открывают? Как ты…
- Да, скорей бы!
- Хотела спросить, как ты к этому относишься.
- Да прекрасно! Что, лишняя сценарная площадка…
- Группа «До встречи» будет больше концертная или студийная?
- Это более студийный вариант. Конечно, мы будем давать концерты…Вот я – концертный музыкант.
- Так ты ж откосил сколько «вживую», понятно, что концертный.
- Это энергетика…
- Что у вас с видео?
- Сначала была у нас эйфория: о, снять клип. А сейчас мы посмотрели – нет той яркой, раскрученной песни, на которую бы стоило сделать клип.
- «Механический бог» вы хотели, нет?
- Хотели, но пока мы решили подождать. Я считаю, что клип должен не сразу создаваться, а спустя какое-то время. Чтоб клип уже был востребованный заранее. А востребованной у нас получается «Аз воздам» почему-то.
- Тебе отзывы какие-то шли?
- Да. Вот мы 9 мая играли на Приморском, я поразился просто. «Аз воздам», «Стерва…» и «Дом…». «Дом…» я считал вещью для более старшего поколения. А оказывается, блин, наоборот.
- «Дом…» - самая сильная вещь.
- Вчера я с Лешей одним разговаривал с «Ауры», он говорит: «Мне вот – «Лед и огонь»…» Хрен его знает. Но мне это нравится, кстати. Что у каждого какая-то своя вещь.
- Никогда не слышал интересных расшифровок своих текстов, в таком ключе, которого ты вообще не ожидал?
- Пока нет. Когда это произойдет – значит, мы становимся популярными. Это признак.
И улиц в честь нас не назовут,
Но мы не хотим быть овцами в стаде,
Которое на закланье ведут.»