Материалы Вадима Нестерова. Хроника Севастопольского рок-клуба.

В свои лучшие дни севастопольский рок-клуб составляла почти сотня местных музыкантов и сочувствующих граждан. Многие из тех людей и сейчас плодотворно трудятся на ниве рок-н-ролла, хотя есть и такие, кто спился, стал бомжем или просто отошел в сторону.

Год 1987, краткая хронология.

Долгие месяцы воодушевленные перестройкой меломаны вынашивали идею объединения всех рок-н-ролльных людей города в клуб. И вот где-то в первых числах мая в клубе «Фонограф», что на Северной стороне, состоялось историческое собрание севастопольской музыкальной тусовки, на котором, собственно, и был официально провозглашен городской рок-клуб. Новоиспеченный и бессменный президент клуба Алексей Григорьев выступил с напутственной речью. Завершился день стихийным акустическим концертом. Электричество было впереди.

25 июля, суббота.

Примерно в 15.00 в клубе завода «Парус» начался грандиозный по тем временам концерт севастопольских групп «Сигнал» (позже «Рок-сигнал», Алексей Любомудров и Алексей Петренко), «Зиндан» (Вова «Шелтон»), «НЗ» («Неприкосновенный запас», ex-«Зеркало»), «Финал», «Сюжет» (Ира Невская), «Лидер» (тогда еще без точки) и «Бездна» (крестная мама нынешней группы с таким же названием). Афиша у входа гласила: «Навстречу I-му городскому рок-фестивалю».
Народу было немного, в основном, молодые люди с мелкими металлическими предметами в своем туалете. Но, несмотря на это, весьма тепло принимались практически все исполнители, включая «Лидер» с его «хозяйственным роком». Натурально заворожил публику неуказанный в афише дуэт гитаристов Алексей Бачев и Яша Ермаш – постоянные гости практически всех клубных концертов. Завершилось шоу к семи вечера всеобщими танцами, включая сцену, под несомненный хит того лета «Черный флаг» группы «Бездна».

25 августа, вторник.

С акустическим концертом в клубе «Фонограф» выступил Костя Кинчев. В те дни в Симферополе проходил фестиваль с участием «Алисы», «Телевизора», «Звуков Му», поэтому уже…

27 августа, в четверг

В том же месте и таким же способом играл Петр Мамонов, приехавший отдохнуть на несколько дней.

3 октября, суббота.

Большой сбор на почти конспиративной квартире по ул. Хрусталева, 61. Подходили по одному и небольшими группами часов с четырех дня. Некоторые пели, остальные курили. Все ждали таинственную даму, бывшую хиппи. Ею оказалась предводительница КВН Татьяна Родионова. Она появилась уже в сумерках и сказала, что все устроит или что-то в таком духе. Первая акция была намечена уже на следующий день.

4 октября, воскресенье.

На танцплощадку «Ивушка» часам к 10-ти стали стекаться художники, барды, КВН, музыканты-рокеры и прочий творческий люд, включая изготовителей разной бижутерии. Идея была проста – устроить нечто вроде московского Арбата. Случайно забредшие зеваки смотрели на происходящее широко раскрытыми глазами. Такого в городе еще не видели. Стражи порядка проверяли у «индивидуалов» документы, но никого не трогали – швабода! Часов через пять тусовка потихоньку завершилась, но идея эта так и не прижилась. А жаль.

7 октября, среда.

Одно из первых кооперативных кафе города «Радуга» (справа от к/т «Победа») посетили два молодых человека и предложили кооператорам делать в их заведении «живые» выступления местных самодеятельных музыкантов. Они согласились, но что-то дальше разговоров дело не пошло. Можно считать это первым поползновением к созданию в городе «Клуба живой музыки».

10 октября, суббота.

«НЗ» во главе с Батоном (В. Богомолов) попытались дать концерт в ГДК. Накануне на «Ивушке» и у магазина «Огонек» появились две афиши. Вход был свободный. Балкон заняли секретарь ГК ВЛКСМ Михаил Дремов, представители «Славы Севастополя» и прочие важные люди. Был почти весь рок-клуб. Потушили свет, Батон весьма эффектно выскочил из-за картонных кубиков, разметав их в разные стороны, напустили бутафорского дыма…А минут через 20 пришла директор ГДК и прикрыла эту лавочку. После чего у Владимирского собора состоялось бурное обсуждение происшедшего и стратегии дальнейших действий.

12 октября, понедельник.

Руководство ГДК соизволило принять делегацию рок-клуба. Милая беседа завершилась братанием и розовыми планами. С высокого позволения был намечен новый концерт «НЗ». Афиши было решено заказать в типографии.

21 октября, среда.

«У нас это «Не»возможно!» - слегка нагловато значилось на афишах, расклеенных по городу. Но на этот раз все прошло благополучно. После концерта состоялась небольшая дискуссия. Среди публики были распространены анкеты клуба.

25 октября, суббота.

Так сказать, руководство рок-клуба в количестве четырех человек посетило репетиционную базу группы «ЛЭП» (позже «Скандал») на ул. Дзигунского. Самопальная ударная установка Кашкаряна и такие же концертные колонки просто повергли в шок. Трудно было представить, что эту гору оборудования можно сделать своими руками.

17 ноября, вторник.

Стало известно, что намеченный на 7 декабря концерт обновленной группы «Бездна» в ГДК не состоится. Якобы директриса собиралась в скором времени покинуть свой пост и не хотела никаких неприятностей.

5 декабря, суббота.

Группа «Скандал» (Михаил Тихомиров – вокал, бас. Сергей Контарев – гитара. Илья Кашкарян – ударные, вокал) выступила в актовом зале Нахимовского училища. Все звуковое оборудование было «свое».


12 декабря, суббота. Сольный концерт группы «Бездна» в клубе завода «Парус» собрал почти полный зал. И это всего шесть афиш по городу…На первой же песне у гитариста сломалась «примочка», потом у барабанщика сломались палочки. Кроме того, «Тоцик» петь абсолютно не умел, но энергии в это дело вкладывал за семерых. Концерт явно не удался, но несомненным успехом этого дня можно назвать начало представления строго в 17.37, как и было указано на афишах. Был такой бзик. Самое странное, что когда время указывалось не как это принято (XX.00 или XX.30), то всегда получалось начать вовремя.

Хроника севастопольского рок-клуба: год 1988.

Именно в том году перестройка и деятельность местных рокеров достигла своего апогея. И одновременно год этот стал последним в истории клуба.

10 января, воскресенье.

Состоялся большой сбор рок-клуба. Обычно это происходило по воскресным дням за зданием ГДК в полдень. Пришли практически все музыканты и «номенклатурные работники» клуба. Президент всей этой компании Алексей Григорьев убывал в командировку и возложил все обязанности по организации очередного концерта на «тройку» в составе: Юрий Датий, Костя Лупеко и автор этих скромных заметок.

16 января, суббота.

Если первый сборный концерт клуба 25 июля 1987 г. проходил под лозунгом «Навстречу I-му фестивалю самодеятельных рок-групп», то, скорее всего в этот январский день и прошел настоящий I-й севастопольский фестиваль.
Ровно в 16.44 на сцену вышел конферансье. Зал был переполнен. Несколько рейсовых автобусов от пл. Захарова до ул. Богданова проследовали набитые битком разношерстными молодыми людьми обоего пола.
Выступало четыре группы: «Скандал» (со вторым гитаристом Геной Масаловым), впервые на большой сцене «Андеграунд» («Крот», «Иисус», Иван «Ян» Феденко – ударные и покойный Станислав «Кест» Глазырин – гитара, вокал), «Лидер» (Саша Барулин, Константин Юрченко – гитара, Игорь «Бася» Федяев – бас, Александр Бондаренко – ударные) и «Бездна» (тем же составом, что и 12 декабря 1987 г.)

20 января, среда.

Состоялась историческая встреча в кабинете директора театра им. А. В. Луначарского. Шел серьезный разговор представителей рок-клуба с тогдашним хозяином кабинета Григорием Александровичем Сперанским. Присутствовали: главный городской комсомолец Михаил Дремов (видимо, с полным ртом воды, ибо молчал, как рыба), зам. Начальника Управления культуры и по совместительству шеф городского клуба филофонистов (т. е., собирателей «запиленного» винила) Анатолий Михайлович Костенников и директор объединения музыкальных ансамблей общепита (наверное, хотел завербовать всех скопом).
Как и полагается хорошему организатору, инициативу в разговоре ухватил директор театра. Мельпомена вызвалась помочь своему «безлошадному» младшему брату. Григорий Александрович пообещал помещение для репетиций, аппаратуру на выступления и предложил дать концерт в театре. Пожалуй, это был единственный человек, который сдержал все свои обещания.
Позже главный режиссер театра Владимир Сергеевич Петров в одном интервью сказал: «Некоторых шокировало, когда мы решили свой храм искусства отдать любителям рок-музыки. Дали, ну и что? Никаких эксцессов. Собираются в театре члены рок-клуба. Есть среди них интересные люди, думающие, незаформализованные. Пока такие существуют, верится, что нам многое по силам» («Крымский комсомолец», 26 марта 1988 г.).

23 января, суббота.

Алексей Чехов и Костя Лупеко встретились у меня (В. Нестерова) дома и совместными усилиями мы предприняли попытку соорудить статью о недавнем концерте клуба с целью предложить ее местной прессе. После нескольких часов напряженной работы авторы разошлись, так и не разродившись окончательным вариантом, т. к. заведомо было ясно, что единственная тогда городская газета такое вряд ли опубликует.

24 января, воскресенье.

На общем сборе рок-клуба, как обычно за ГДК, избран новый состав совета клуба. В него вошли: Юрий Датий (кадры и финансы клуба), Карина Лебакова (архив), Надя Назырова (от группы «Андеграунд»), Олег Швец (от «Бездны»), Игорь Федяев («Лидер»), Миша Тихомиров («Скандал»), Саша Таскаев (фото), Саша Васин (звук), Дима Прохорков (фонотека) и Вадим Нестеров (художник). Понятное дело, что все избранные работали инженерами, лаборантами, электриками и т. п., а уже в свободное время занимались клубными делами.

26 января, вторник.

Самая обаятельная клубная дама Карина Лебакова в сопровождении молодого человека посетила на всякий случай редакцию «Славы Севастополя». Направили их к некоему Юрию Михайловичу. После непродолжительной беседы, прошедшей в напряженной обстановке, стало ясно, что товарищ явно не понимает, о чем речь и никакой каши сварить вместе не получится.

29 января, пятница.

Новоизбранный совет клуба собрался на первое свое заседание на квартире по проспекту Ген. Острякова, 92 для решения текущих и стратегических вопросов. Весь февраль и начало марта прошли в бесконечной бумажной работе, как говорится, с волками жить – по-волчьи выть. Чтобы самодеятельные музыканты могли спокойно выступать, необходимо было в Управлении культуры завизировать репертуар, состав групп и какие-то «творческие характеристики». Пришлось брать в прокате печатную машинку. Только одно событие этого периода отвлекло от рутинной бюрократической деятельности.

19 февраля, пятница.

Мужчина в серой униформе, именуемый в народе «мент», крепко схватил за ухо вокалиста «Бездны» Тоцкого за то, что последний издал на Большой Морской нечеловеческий вопль. Целая делегация во главе с президентом клуба была поднята по тревоге и отправилась вынимать беднягу из казенного дома.

27 марта, воскресенье.

По устной договоренности должно было состояться выступление клубных команд в ГДК в рамках празднования Дня театра. Уже подвезли кое-какую аппаратуру, ударную установку, но голова заведения оказалась не в духе и музыкантов просто не пустила на порог. Публика, оповещенная «цыганской почтой», уже подходила, да и у музыкантов адреналин выработался хороший. Посовещавшись, решено было отправиться на ул. Дзигунского и «закосить» на свежем воздухе прямо во дворе огромного частного владения. Дабы не тревожить местное население, мощные динамики направили в сторону завода им. Орджоникидзе, и с 21 до 23 часов спокойно выступили «Скандал», «Бездна», «Лидер», снова «Скандал» и «Андеграунд». В историю рок-клуба это мероприятие вошло как «1-й сейшн у «Скандала»».

3 апреля, воскресенье.

Тем временем культпросветработники не дремали. Очаг культуры, именуемый в прошлой жизни ДКР, решил провести «Рок-Панораму». Вход был свободный, и зал на 1200 мест заполнили 1600 человек, но жаждущие дармовщинки все прибывали. Выступали группы «Рок-Сигнал» (Алексей «Балбес» Любомудров, Юрий Люлько, Алексей Петренко и В. Иванов) и «Черное-Белое» (Гена Шатилов, Сергей Венский и Вова Угодин). Несмотря на то, что музыканты, по утверждению Юлии Сиротинской в «Славе Севастополя» от 8 апреля, «исполняли произведения советских композиторов, не раз звучавшие с экранов телевизоров», несколько первых рядов кресел публика завалила, а не попавшие в зал повредили входную дверь. Официально выступавшие группы в рок-клубе не состояли, но многие клубные люди пришли тогда поучиться организовывать концерты у профессионалов. На самом деле, там творилось такое, что у пожилых работниц ДКР, наверное, до сих пор волосы встают дыбом при слове «рок». В тот же день вечером состоялся II-й сейшн у «Скандала», именуемый также «Наш ответ Керзону». Состав выступавших примерно тот же, что и в первый раз.

9 апреля, суббота.

Алексею Любомудрову удалось невероятным способом устроить шоу на пл. 50-летия СССР. На «Рок-Сигнал» пришло посмотреть уже несколько тысяч человек, что в планы организаторов никак не входило. Чтобы остановить концерт, некто отключил электричество во всем районе, после чего возмущенные подростки опять что-то сломали, что-то подожгли. В печати развернулась дискуссия, как обычно, всех собак повесившая на «некультурную молодежь», но после этих двух событий отношение к местным рок-музыкантам некоторым образом изменилось.

27 апреля, среда.

В клубе СПИ «Космос», что располагался в общежитии №4, с полуакустическим концертом тихо выступила группа «Андеграунд». Беспорядков и поджогов не зафиксировано.

7 мая, суббота.

В театре им. Луначарского группе «Бездна» для репетиций выделили чердак №9. До этого приходилось кантоваться в детской комнате театра, и к началу спектакля надо было закругляться.

2 июня, четверг.

На «Ивушке» выступили «Форпост» (Гена Масалов) и «Бездна». Аппаратуру предоставил все тот же театр.

Весь июнь 1998 г. в театре им. Луначарского шел грандиозный фестиваль грамзаписи. На Малой сцене почти ежедневно проходило нечто типа лекций ликбеза с прокручиванием записей Genesis, Yes, Pink Floyd, King Crimson, Фрэнка Заппы и др. мэтров. А севастопольские группы тем временем делали первые вылазки за пределы города. В Херсон на большой фестиваль отправились «Лидер», а в Симферополе побывал «Андеграунд». В обоих случаях прием публики был весьма радушный. В Севастополе же 12 июня намечался очередной клубный сейшн, посвященный Дню города, но не суждено было.

25 июля, воскресенье.

Ровно через год после самого первого клубного представления на сцене ГДК «откосили» «Зиндан», «Рок-сигнал» и «Лидер» (кстати, точка в названии группы появилась в конце 1989 г. на чужбине – во время записи первого «винила» в Питере). Функционеры от культуры, наверное, хотели заработать на популярных у молодежи командах липовый авторитет, а может еще чего-нибудь. Проход в зал был строго по не вполне дешевым билетам, поэтому некоторые малоимущие фэны слушали происходящее в полупустом зале через открытую пожарную дверь сбоку здания. Музыканты остались недовольны общим звуком, а некоторые до сих пор уверены, что подстроено это было специально. С тех пор, кажется, никто из местных рокеров в ГДК больше не выступал. Был бы у каждой группы персональный грамотный звукооператор, ничего подобного случиться не могло бы.

3 августа, среда.

В бывшем ДКС по ул. Ленина выступил «Лидер». Правда, по традиции, перед этим имел место несостоявшийся концерт 18 июля в том же месте.

25 сентября, воскресенье.

Снова «Лидер» вышел на сцену клуба завода «Парус». Многие музыканты рок-клуба в том году ввиду определенного возраста пополнили ряды доблестной Советской Армии. «Андеграунд» и «Бездна» тогда испытывали некоторые проблемы с барабанщиком и вокалистом соответственно, а Саша Барулин как раз оставил пятый курс военного училища и с головой погрузился в рок-н-ролл. Вершина этого погружения наступила…

3 и 4 ноября, четверг и пятница.

В ДКР, носящем теперь трудновыговариваемое название, у ветеранов питерского рока – группы «Мифы» - на разогреве играл севастопольский «Лидер». Возможно, тогда работницы ДКР испытали второй шок от рокеров, обнаружив окурки в раковине за кулисами.

26 ноября, суббота.

Ровно в 17.47 начался последний концерт местных музыкантов в клубе завода «Парус» - основной площадке рок-клуба. В обновленном составе и с новой программой выступила группа «Бездна». Из старого состава остались Ладик, Швец и Кульбака. Новый вокалист Игорь Ткаченко за свою луженную глотку и ее своеобразный тембр получил прозвище «Дио». На басу стал играть универсальный музыкант Сергей Сидоркевич. Обычно слишком спокойный на репетициях «Дио» скакал и размахивал микрофонной стойкой так, что «металлическая» публика стояла на ушах, а директрисса клуба порывалась «прекратить это безобразие». Ясное дело, что второй концерт, - намеченный на следующий день, состоятся не мог.

24 декабря, суббота.

После продолжительных переговоров с тогдашним начальником Матросского клуба капитаном 3 ранга А. В. Горшковым, «Андеграунд» дал сольный концерт в СМК. К тому времени сложился самый сильный состав группы. Бессменный костяк – «Иисуса» (Ю. Беркань) и «Крота» (А. Гладких) дополнил самый виртуозный барабанщик города Илья Кашкарян, погибший в мае 1993 г. с мощными и непредсказуемыми барабанными партиями песни «Андеграунда» стали особенно хороши, хотя общий звук по указанным выше причинам оставлял желать лучшего.

25 декабря, воскресенье.

В уютном концертном зале гостиницы «Крым» была представлена программа «Подойди поближе», ставшая «лебединой песней» Севастопольского рок-клуба. Выступили джаз-роковая группа «Компромиссное решение» (Алексей Михайлусев – клавишные, вокал, Сергей Богдан – гитара, флейта, Паша Воронежский – бас, Борис Мороз – ударные, Виталий Журавлев – перкуссия, Евгений Мальков – звук), «Зиндан» («Шелтон» и Ко), «Андеграунд» и Александр Барулин (именно так значилось на афише, видимо, тогда старый состав «Лидера» был распущен, а новый еще не сформирован). Администрация гостиницы совершенно бесплатно предоставила шикарный зал, поскольку на афише была строчка: «Сбор средств на счет №700412». За две недели до этого в Армении произошло сильнейшее землетрясение.
Эти два концерта готовились особо тщательно, и, как следствие этого, посмотреть на рокеров-самоучек пришла довольно солидная публика, весьма отличная от обычных посетителей в «запиленных» джинсах.
На следующее утро небольшой грузовик доставил аппаратуру клуба «Парус» на Северную сторону.
На этом Севастопольский рок-клуб фактически прекратил свое существование, хотя на бумаге еще числился некоторое время как кооператив.

Эпилог.

Клуб приказал долго жить, но музыканты не могли не играть и не писать новые песни. Наиболее активные из севастопольских групп перевели стрелки на стольный град Симферополь, где рок-движение, наоборот, только набирало силу благодаря неутомимой деятельности Анатолия Боровика, в частности. Летом 89-го в летнем кинотеатре «Бастион» прошла серия концертов под покровительством А. В. Горшкова, и после этого на пару лет в Севастополе наступил глубокий рок-застой.
Понятное дело, что между концертами проходили репетиции, квартирные записи, сборища, гнилые базары и просто тусовки, т. е. Шла повседневная жизнь и работа, обычное человеческое общение.
Трудно коротко описать, что скрывается на самом деле за фразой «состоялся концерт». Как правило, это незаметная никому, неблагодарная работа. Кто нюхал – тот знает…Чтобы группа могла, скажем, часа полтора-два петь свои песни на сцене, перед этим с недельку-другую, а то и поболее, должна была потрудиться целая бригада всяких администраторов, художников, звукотехников, осветителей, расклейщиков афиш, распространителей билетов, просто грузчиков и еще кого-нибудь. В случае Севастопольского рок-клуба нередко все эти функции выполняли 2-3 человека, очень помогали сами музыканты, но не все и не всегда.
Севастополь в плане пресловутого шоу-бизнеса в Крыму торчит как одинокая вишня на глазированном торте. Несколько радиостанций, продюсерских центров, профессиональная студия, целая куча различных ежегодных фестивалей. И везде, куда не плюнь, есть люди, некоторым образом прошедшие через рок-клуб. Правда, не все дожили до этого светлого будущего (пусть почва им будет пухом), а иные теперь трясущимися руками крепко держат стеклянную тару. Рассказ о последних можно было бы озаглавить точно также, заменив лишь в первом слове букву «а» на «и». Но это уже совсем другая история.