Севастопольская газета, N31, 3 августа 1996.

«Андеграунд»: десять лет совсем не бархатного подполья.

Основу «Андеграунда», одной из самых интересных и продуктивных севастопольских рок-групп, всегда составляли два друга, поэта и музыканта —Андрей (Крот) ГЛАДКИХ и Юрий (Иисус) БЕРКАНЬ, оба 1967 года рождения. Наверняка некоторые из вас еще помнят их хиты: «Про Архипа», «Знай свои права», «Любовь, комсомол и весна» и другие. В этом году группа отметит свой юбилей. Самое время вспомнить, как все начиналось. Часть первая, в которой хиппи становятся музыкантами, а Б. Г. уже не тянет.

— Как вы познакомились?


ГЛАДКИХ: — С Юриком мы познакомились летом 1985 года. Мы были хиппи, но в городе еще клана не было, то есть каждый сам по себе роился. А познакомил нас Ольхей (Алексей Калабухов), Юрика одноклассник, он в «Зиндане» потом играл.

БЕРКАНЬ: — Андрюха играл тогда в команде с Кестом (Славик Глазырин) в Ремстройтресте, а я на Мекензиевых горах с Лехой Любомудровым. Так и состыковались.

Г: — С августа 1985 года и начали вдвоем. Просто играли на гитарах, флейте, трубе, губной гармошке. Туснячок у нас появился.

— Сколько человек примерно?

Г: — Мы с Юриком. Потом Баич (Олег Камышков), Сарем (Женя Сошников), Ольхей. Приходил частенько Перец (Олежка Молодов). Боб был (Боря Сенега).

— Вы объединились, чтобы делать свои песни?

Г: — Тогда мы еще не хотели стать музыкантами, не было идеи сделать группу, но мы писали свои песни и играли их.

— А когда появилось название «Андеграунд»?

Б: — Это было позже. Перед этим столько было всякого.

Г: — Зимой к нам стали приходить какие-то левые люди, начались разборки: кто лучше, кто хуже. Короче, мы плюнули и уехали с Юриком в Питер к Гребенщикову. Как раз в то время мы слушали альбомы «Табу» и «Треугольник». У нас представление было, что это такой солидный дядечка с галстуком, хорошо пострижен...

Б: — Как Высоцкий.

— Вы его нашли?

Г: — Нашли кое-как. Подъезд у него с первого этажа от пола до потолка весь исписан. Чего только там не было! «Нет Бога, кроме Боба» и прочее. Поднялись, позвонили. Открылась дверь. Такой штемп вышел. Волосы длинные, отекший, видно, с перепоя, майка, запыленные джинсы...

Б: — На Бога не тянул никак. Травку он в то время хорошо курил.

Г: — Потащили его в "Сайгон". По пути он рассказывал всякие байки из своей жизни. Там он на салфетке автограф нам написал: «Б.Г., туда-сюда, живите счастливо». Он на тот момент был для нас как философ, гуру. Это он сейчас фешенебельным стал. Ладно, Бог с ним.
Мы вернулись, и летом 1986 года "Ротонда" появилась, все там собирались. Надя Назарова была, бабушка металла.

— Где она сейчас?

Г: — В Голландии, в настоящей. Приезжала как-то, фотки показывала из своей жизни. Чем она там занимается, не знаем, но мало ли занятий.

— Все-таки, когда появилась группа?


Б: — Был постепенный переход.

Г: — От хиппи-музыкантов к музыкантам-хиппи и потом уже к просто музыкантам. Музыка для нас тогда составляла единое целое с тусовками, разъездами по стране. А когда все начали отделяться друг от друга, и появилась группа. Осенью 1986 года мы записали на кухне первый магнитоальбом.

Б: — Инструменты были самые позорные. Две гитары, металлофон, чайник с водой.

Г: — Вместо бонгов были кастрюли. Правда, у нас сохранилась только половина этой записи.

— А как в рок-клуб попали? Б: — Леша Григорьев завалился в "Ротонду" с идеей рок-клуба.

Г: — Помню, мы пришли на сборище около ГДК. Там были Илюха Кашкарян, Миша Тихомиров. У них была команда «Скандал».

Б: — Точно помню Джона Барулина, и Надя была.

— Как появились в группе другие люди?


Б: —Тот же Ольхей привел Яна (Иван Феденко) на барабаны. Потом пришел Кест.

Г: — Уже вчетвером играли: три гитары и барабаны.

— Где первый раз вы выступили на публике?

Б: — Первый, кажется, был в «Ноктюрне».

Г: — Напротив Юмашевского рынка, за «Ахтиаром», на месте высотных домов стояло кафе. Вот там в 1987 году мы выступили как группа «Андеграунд». Кафэшники думали, что команда им сборы сделает, пойдут заказы, а туда хиппота приперлась без денег.

Б: — Несколько раз в общежитиях СПИ выступали. А от фестиваля 16 января 1988 года на заводе «Парус» можно уже вести отсчет, то есть уже не было хиппи, была команда. Наступил психологический перелом. Все, что делалось потом, делалось ради группы. Мы репетировали, а с Ильей вообще много с 9 утра до 9 вечера.

— Илья когда появился?

Г: — В 1988 году Кест ушел. Потом Ян. Он уехал в Питер, там у него своя команда была. К нам пришел Хомяк (Саша Хоменко) на барабаны. С ним мы выступили на первом симферопольском рок-фестивале летом 1988 года в клубе РОВД. Зал был забит, на головах сидели. Аналогов немного, когда такое творилось, но звука, как обычно, толком не было. Организовал зто дело Толик Боровик. Все, что в Симферополе делалось в рок-музыке,— это только благодаря ему. Он умер от язвы, и все накрылось.
24 декабря 1988 года у нас намечался концерт в Матросском клубе, и мы попросили Илюху: подсоби. А на следующий день был сборный концерт в гостинице «Крым», и Илюха уже решил играть с нами. И понеслось... В начале 1989 года в Прибалтике играли на фирменных аппаратах, потом в Питер ломанулись на сколько-то-летие рок-клуба.

Г: — Подошли к Коле Михайлову (президенту), он пошел объявлять, что сейчас выступят гости, и вместе с микрофоном улетел в зал (на ногах не держался). Так и не выступили, потому что начался беспредел.

Б: — Кстати, в Питере через клубный журнал попытались найти хорошего вокалиста.

Г: — Предлагали Игорю Семенову из "Присутствия" (в ГУЗЫМ/ фильме "Взломщик" их снимали). Он тогда вел передачу "Поп-антенна" на ленинградском ТВ. Говорит: "Не могу, четверых детей надо кормить, очень интересно было бы, но если б вы в Питере жили."

— Почему вы там не остались?

Г: — Чтобы жить, надо кушать, то есть где-то работать, а как устроишься без прописки. Мы назад. Устроились к Саше Рожкову в какую-то контору при комсомоле. Выступили в Симферополе с "Ли.Дером". На втором симферопольском рок-фестивале получили призы за "лучшего гитариста" и "лучшего барабанщика".

Г: — Выступали в одном концерте с "ВВ", "Театром Менестрелей" и какой-то ростовской группой. Как раз после этого устроились в предприятие "Скиф". Получили там оклады — 89 рублей. На "Киевнаучфильме" осенью 1989 сняли свой первый клип. "Скиф" оплачивал. Потом должны были быть большие гастроли по Крыму, примерно 40 концертов. Начали готовить двухчасовую программу из 32 песен. Сами ездили договаривались.

Б: —Днем репетировали, а по ночам писались.

Г: — А пока репетировали, контора лопнула. Как раз в 1990 году все начало разваливаться, пошли всякие политические движения.

Б: — Просто наступила последняя фаза перестройки. Все, что можно было развалить, развалили. Короче, нас уволили без выходного пособия, а директор "Скифа" бежал в "женском платье"...

(Окончание следует)...